"Коротышка" Люка. Самый боевой капитан французского флота.

Капитан Жан-Жак-Этьен Люка, по прозвищу "Коротышка"
Капитан Жан-Жак-Этьен Люка, по прозвищу "Коротышка"

Капитан Жан-Жак-Этьен Люка слыл одним из самых боевых капитанов французского парусного флота. Несмотря на малый рост (около метра пятидесяти) ему было не занимать ни дерзости, ни отваги.

Многие капитаны того времени придерживались тактики, заключавшейся в сближении с противником и яростной пальбе из пушек в упор, пока враг не спустит флаг, не пойдёт на дно или не провалится в глубины преисподней. В отличие от них Люка был ярым сторонником абордажного боя. Он натаскивал своих людей, обучая всему, что касается абордажа, не стесняясь платить из собственного кармана за выпивку и женщин, для тех, кто лучше всех управлялся с саблей, палил из мушкета, забрасывал абордажные крючья, метал гранаты и бутылки с зажигательной смесью.

"Редутабль" (крайний слева) идёт на таран английского флагмана "Виктори". Атаку капитана Люка поддерживают огнём французский флагман "Бюсантор" (третий слева) и испанский суперлинкор "Сантисима Тринидад" (крайний справа).
"Редутабль" (крайний слева) идёт на таран английского флагмана "Виктори". Атаку капитана Люка поддерживают огнём французский флагман "Бюсантор" (третий слева) и испанский суперлинкор "Сантисима Тринидад" (крайний справа).

В Трафальгарском сражении Люка командуя 74-пушечным линейным кораблём «Редутабль» («Неукротимый») на полном ходу въехал в борт 104-пушечного флагманского линкора адмирала Нельсона «Виктори». Оба корабля, вцепившись друг в друга абордажными крючьями, выпали из боевой линии, вступив в яростную схватку.

Несмотря на численное превосходство противника (экипаж «Виктори» 821 человек против 643 человек «Редутабля»), Люка повёл своих людей на абордаж. В течение пятнадцати минут сопротивление на верхней батарейной палубе английского флагмана было подавлено. Палубу закидали гранатами и, под метким огнём французских стрелков, британские канониры разбежались по укрытиям. Марсовый стрелок «Редутабля» разглядев в пороховом дыму адмирала Нельсона выстрелил из мушкета. Адмирала, получившего смертельное ранение, унесли в лазарет. Ещё несколько минут и «Виктори» в руках французов!

На палубе «Редутабля» наскоро строятся абордажные партии в готовности ринуться на штурм английского флагмана. Первые храбрецы взбираются на шканцы «Виктори». Капитан Люка приказывает обрушить на борт англичанина грота-рею, чтобы использовать её в качестве трапа. В этот момент град ядер и картечи накрывает «Редутабль».

98-пушечный линкор «Темперер» подошёл к французу и первым продольным залпом положил на месте больше 200 человек. Встав на траверсе «Редутабля» «Темперер» продолжил громить его своей артиллерией. Но капитан Люка, вынужденный сражаться уже с двумя трёхпалубными линкорами, ещё не был готов сложить оружие.

Разгром "Редутабля"  английскими линейными кораблями
Разгром "Редутабля" английскими линейными кораблями

Избиение «Редутабля» продолжалось около получаса. Корабль полностью потерял ход, на нём были снесены все мачты, большинство орудий были повреждены артиллерийским огнём и сорваны с креплений после столкновения, в бортах зияли огромные дыры, а трюмы неотвратимо заполнялись водой. Подход английских линкоров «Нептун» и «Левиафан» делал дальнейшее сопротивление бессмысленным и раненый капитан Люка вместе с остатками своих людей уступил корабль неприятелю. К этому времени из экипажа 300 человек были убиты и 222 получили тяжёлые ранения. Линейный корабль «Редутабль» затонул на следующий день.

По возвращении из плена, 4 мая 1807 года Люка был удостоен личной аудиенции Наполеона. Император особо отметил доблесть капитана, проявленную при Трафальгаре, приняв его в члены ордена Почётного легиона в звании командора. Естественно, что такой сорви-голова не мог долго оставаться без дела. Люка был назначен командиром 74-пушечного линейного корабля «Регулус» («Королёк») и вскоре попал в новую переделку.

Линейный корабль "Регулус" отбивает атаку английского брандера
Линейный корабль "Регулус" отбивает атаку английского брандера

Ночью 11 апреля 1809 года французская эскадра стоящая на рейде у острова Иль-д'Экс была атакована английскими брандерами и обстреляна ракетами Конгрива.

Французские корабли, опасаясь быть уничтоженными огнём, обрубили канаты и, неуправляемые, без парусов, были вынесены течением на ближайшие отмели и банки. Днём британская эскадра вошла в залив, чтобы довершить разгром противника. Из-за отлива французские корабли беспомощно лежали на борту, подставив днища под английские ядра.

"Регулус" (крайний слева) отражает атаки английской эскадры
"Регулус" (крайний слева) отражает атаки английской эскадры

В течение шести часов «Регулус» выдерживал обстрел двух фрегатов, нескольких бомбардирских кораблей и баркасов. В попытке спасти корабль Люка приказал свезти на берег большую часть орудий и карронад. Припасы, груз и часть балласта были просто выброшены за борт. Облегчённый корабль удалось снять с мели, но, пытаясь уйти, «Регулус» вновь застрял на мелководье. Англичане не оставляли попыток добить линейный корабль. Не имея возможности к маневру, Люка приказал прорубить в корпусе новые орудийные порты и, в течение нескольких суток, отбивал атаки британских судов. В конце концов, Люка удалось снять корабль с мели и довести его до Рошфора, где он был встречен с триумфом.

В продолжение темы, хочу предложить Вам ещё статьи о парусном флоте:

ПРО ПЬЯНСТВО И РАЗГРОМ "ЗОЛОТОГО" КОНВОЯ

Спасибо что дочитали до конца. Если понравилась публикация ставьте "лайк" и будете видеть посты чаще. И конечно же, подписывайтесь на канал, будет ещё много интересного.