Роль дизайна в современном мире

Современный дизайн во многом порождён стремлением удовлетворить эмоциональный голод по чему-то прекрасному.

Эта черта – показатель того, что общество потребления перерастает в общество переживания, которому важнее внутренний мир человека, его индивидуальные ощущения.

Задача дизайнера в современном мире – предложить такое разнообразие эстетики, в котором каждый нашёл бы что-то своё.

ИДЕЙНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ДИЗАЙНА

Самое дорогое для человека - понимание ответа на вопрос «Кто я?». Силы, деньги, время отдаются за ответ на этот вопрос. Люди передают, делятся, принимают – смыслы.

У человека есть склонность одухотворять свою деятельность и предметы какими-то смыслами. Идеи являются топливом для деятельности человека и её результатом. Приобретая предметы, особенно среднего и люксового класса, человек приобретает не столько функцию, сколько содержание.

Люди группируются вокруг смыслов, воюют за них. Предметы – одна из сфер деятельности человека и форм передачи идей. Это знаки, подтверждающие или опровергающие какие-то понимания.

В одной древней поговорке, ставшей эпиграфом к знаменитой книге «Дизайн для реального мира», сказано: «Содержание предмета отражает пустота, а не его детали. Колесо состоит из обода и спиц, но пустота отражает суть колеса».

ДИЗАЙН И... ЧУВСТВО

Какое место чувство занимает в дизайне?
Какое место чувство занимает в искусстве?
Какое место чувство занимает в нашей жизни?

Должен ли дизайн быть чувственным?

В моем понимании полноценная жизнь человека происходит во внутренней или внешней деятельности. Самый дорогой ответ для человека: ради чего жить?

Долгое время человечество жило ради удовлетворения физических, потребностей. Другими словами, это стремление выжить или психология нужды. В настоящий момент человеку не угрожает смерть от тайфуна или голода, также у человека нет жизненно важной необходимости примыкать к какой-то общности людей или семье. Технический прогресс заставляет двигаться ценностные принципы жизни отдельного человека и обществ в целом. Теперь всё острее становится вопрос: а ради чего жить? Что является мотивацией для моей деятельности? К чему я стремлюсь? То есть человек моделирует себе некоторую картину мира, к которой он стремится.

Я склоняюсь к мнению, что главное место в процессе мотивации занимают чувства – то есть некоторое состояние, которое ищет реализации в мире.

Я дизайнер. Своей деятельностью я вдыхаю состояние в пространство. В моём понимании весь объёмный мир, включая живую и не живую природу – это результат состояний, то есть каких-то чувств. Я постоянно проживаю этот процесс на практике: когда какое-то состояние есть во мне, оно переходит на мою деятельность, а в моём случае – это пространство. И реорганизованное мной пространство уже является носителем моего состояния и вовлекает в «соучастие» всё своё окружение.

В каком-то смысле наша деятельность есть процесс диалога с миром, принятие и выдача информации, то есть состояния. Кто-то сказал: «мы есть то, что мы едим». По аналогии можно сказать, что мы имеем то состояние, которое нас окружает.

Объект в искусстве XX-го века – это не столько летопись знаков или символов, повествующих о чём-то, а некий эмоциональный образ, вовлекающий зрителя в сопереживание. Этот эстетический приём всё больше вбирает в себя дизайн. Искусство формулирует вопросы, говорит о каких-то чувственных конфликтах. А дизайн решает вопросы и формирует чувственную среду.

В какой-то мере дизайн становится самостоятельным видом искусства, в дизайне всё меньше функциональная составляющая и всё больше эстетическая. И наличие именно большой доли эстетической составляющей делает предмет более ценным для человека. Большая доля эстетики является признаком большего развития предмета, человека, общества.

Компиляция на основе нескольких статей с сайта: https://velvex.shop/stati/

Желаем вам исключительно тёплых и уютных интерьеров 🤗

Подписывайтесь на наш канал и до встречи в новых выпусках! 😎