дома нескучно
Как весело и с пользой пережить самоизоляцию

Как формировать у детей безопасное поведение в ситуации конфликта

19 October 2018
Детский рисунок к сказке "Два барана"
Детский рисунок к сказке "Два барана"

Два барана встретились на узком мосту. Ни один из них не захотел уступать дорогу. В результате оба оказались в реке.

После прочтения сказки пусть дети ее перескажут. Пересказ запускает процесс размышления над историей.

Можно ли было решить ситуацию иначе?

Ответ ребёнка, как правило, будет относиться к одному из четырех вариантов:

Доморальный уровень

Разойтись на мостике было нельзя, он был слишком узкий.

Такой ответ означает, что ребенок не готов к координации действий. Он находится в стадии центрации (термин Ж.Пиаже), т.е. сосредоточен только на одном (собственном) действии.

Что делать? Хорошим решением здесь может быть опыт - игра: опробовать разойтись без конфликта на узком пространстве.

Моральный уровень

Можно было разойтись. Нужно было договориться, как это сделать.

Данный ответ свидетельствует, что ребенок готов к социализации, поскольку его решением включает межличностное взаимодействие.

Что делать? Нужно закрепить у ребенка готовность к социальному взаимодействию, показать очевидные плюсы такого поведения.

Псевдоморальный уровень

Нельзя позволять кому-то одерживать над тобой верх. Нужно наказать упрямство.

Ребенок использует известные штампы, чтобы оправдать конфликтное поведение.

Что делать? Следует показать ребенку, что независимо от благих намерений (в данном случае – наказать упрямство), налицо негативный результат. В этом результате вина того и другого барана очевидна,

Нравственный уровень

Нужно уступить дорогу. Иначе возникает опасность для жизни.

Данный ответ говорит о том ребенок понимает цену своей ответственности за жизнь.

Что делать? Получив ответ на уровне нравственной оценки, можно продолжить с ребенком рассуждение об опасности глупых споров и конфликтов.

Педагогический совет.

Помните, что ребенок не готов к обмену точками зрения со взрослым, потому что понимает слабость своей позиции по отношению к взрослому. Он скорее уйдет от разговора, чем будет уточнять свою мысль. Поэтому стимулируйте его готовность рассуждать. Слушайте. Наблюдайте. Делайте выводы.