Два барана встретились на узком мосту. Ни один из них не захотел уступать дорогу. В результате оба оказались в реке.
После прочтения сказки пусть дети ее перескажут. Пересказ запускает процесс размышления над историей.
Можно ли было решить ситуацию иначе?
Ответ ребёнка, как правило, будет относиться к одному из четырех вариантов:
Доморальный уровень
Разойтись на мостике было нельзя, он был слишком узкий.
Такой ответ означает, что ребенок не готов к координации действий. Он находится в стадии центрации (термин Ж.Пиаже), т.е. сосредоточен только на одном (собственном) действии.
Что делать? Хорошим решением здесь может быть опыт - игра: опробовать разойтись без конфликта на узком пространстве.
Моральный уровень
Можно было разойтись. Нужно было договориться, как это сделать.
Данный ответ свидетельствует, что ребенок готов к социализации, поскольку его решением включает межличностное взаимодействие.
Что делать? Нужно закрепить у ребенка готовность к социальному взаимодействию, показать очевидные плюсы такого поведения.
Псевдоморальный уровень
Нельзя позволять кому-то одерживать над тобой верх. Нужно наказать упрямство.
Ребенок использует известные штампы, чтобы оправдать конфликтное поведение.
Что делать? Следует показать ребенку, что независимо от благих намерений (в данном случае – наказать упрямство), налицо негативный результат. В этом результате вина того и другого барана очевидна,
Нравственный уровень
Нужно уступить дорогу. Иначе возникает опасность для жизни.
Данный ответ говорит о том ребенок понимает цену своей ответственности за жизнь.
Что делать? Получив ответ на уровне нравственной оценки, можно продолжить с ребенком рассуждение об опасности глупых споров и конфликтов.
Педагогический совет.
Помните, что ребенок не готов к обмену точками зрения со взрослым, потому что понимает слабость своей позиции по отношению к взрослому. Он скорее уйдет от разговора, чем будет уточнять свою мысль. Поэтому стимулируйте его готовность рассуждать. Слушайте. Наблюдайте. Делайте выводы.