Тренд: почему дизайнеры начали делать грязные кроссовки?

20 December 2018

Многие любители кроссовок известны тем, что регулярно следят за чистотой своей обуви. И внутри, будто невольно, заложены обязательства, когда дело доходит до ухода за любимыми кроссовками.

Вообще грязные кроссовки – это не тру в hypebeast культуре, ведь та редкая пара, которой ты посвятил максимум самоотдачи, времени и финансов, требует аккуратного отношения. Да и к тому же изрядно поношенная обувь теряет в цене, когда речь заходит о перепродаже. Поэтому в сети существует множество статей, советов и обзоров чистящих средств по уходу за обувью. Даже есть специально созданные шкафы, в которых поддерживается определенная температура и влажность. И это не шутка.

Но современные тенденции на корню разрушают всё то, что, казалось бы, должно быть само собой разумеющимся. И забудьте о том, что ваша мама говорила держать обувь в чистоте. Теперь дизайнеры делают обувь грязной, и не случайно, а потому что так задумано.

Одним из первых это сделал Эди Слиман на показе мужской коллекции Saint Laurent Spring/Summer 2016, но тогда тренд остался незамеченным. «Грязные» кроссовки ждали своего второго выхода.

Saint Laurent, Spring/Summer 2016
Saint Laurent, Spring/Summer 2016

И он не заставил себя долго ждать. Уже в сентябре 2016 итальянский бренд Golden Goose предложил потребителям купить кеды с дырками, потертостями и кусками изоленты за $600. По большому счету они не представляли собой что-то особенное, поэтому публика снова прохладно отнеслась к тренду, вскоре ставшему популярным. Причиной тому подключение к движению таких брендов, как Vetements, Balenciaga и даже Gucci.

Golden Goose Sneakers
Golden Goose Sneakers
Balenciaga и Vetements, Fall/Winter 2017
Balenciaga и Vetements, Fall/Winter 2017

На показе Gucci Resort 18 появились новые кроссовки, созданные под влиянием трендов. Как объяснил модельер и креативный директор Алессандро Микеле: «Я просто вспомнил пару кроссовок, которую папа хранит в гараже на случай, когда придёт время стричь газон».

Gucci Resort 2018
Gucci Resort 2018

Если посмотреть со стороны психологии, то обувь является очень мощным опознавательным символом. Даже в фильме «Форрест Гамп» было высказывание на эту тему: «Мама всегда говорила, что о человеке многое можно сказать о его обуви: куда он идет, откуда пришел». Для примера, попробуйте ввести запрос в Google «что моя обувь говорит обо мне» и найдете десятки статей, объясняющих, в том числе и на документальном уровне, взаимосвязь между обувью и характером.

Доцент психологии Колледжа Уэллсли Анджела Баннс, один из авторов статьи «Обувь как источник первых впечатлений», отмечает, что менее безупречный внешний вид не означает простую неряшливость.

«Наши исследования показали, что аккуратная «с иголочки» обувь имеет корреляцию с человеком, который тревожен, добросовестен и политически консервативен. Таким образом выбор в пользу «грязной» обуви вполне может означать попытку изобразить спокойствие, безразличие и политическую либеральность».

Политика или нет, но тренд однозначно начал переворачивать понимание роскоши в умах людей. И возникает такой вопрос: является ли это течение навязчивой, самонадеянной шуткой дизайнеров или же ироничным отношением самого потребителя к этому?