Любовь гения с каменным сердцем.Огюст Роден и Камилла Клодель - застывшая красота и боль навечно.

"Великая любовь души запечатленная в камне " Огюст Роден и Камилла Клодель

Больше, чем любовь и страсть! Больше, чем сама жизнь!

Эта история двух талантливых и гениальных творцов, рожденных на земле друг для друга и подаривших миру великое наследие.

"Я чувствую, что избрана для чего-то высокого.- Секретничала маленькая Камилла со своим братом Полем. Своими крохотными пальчиками девочка быстро-быстро переминала податливую мокрую глину, и тут же в маленьких ручках создавались поистине восхитительные фигурки." Талантливая девочка чувствовала свое предназначение и путь души, она была избрана стать великой музой, возлюбленной, натурщицей, генератором идей и помощницей, для всемирно известного скульптора Огюста Родена.

"Поцелуй" 1889 Огюст Роден

"Поцелуй" - одна из самых потрясающих скульптур, на создание которой гениального Огюста Родена вдохновила страсть к возлюбленной и его ученице Камилле Клодель. Пятнадцать лет: "они будут ваять свою любовь из камня, и даже камни заговорят" - в этой неистовой страсти и трепетной нежности.

"Люблю тебя, леплю тебя". В этом поистине торжестве любви и творческом союзе рождались неповторимые грандиозные скульптуры. После расставания этой возлюбленной пары, Огюст Роден не создал ни одного выдающегося произведения. А Камилла Клодель лишилась рассудка и закончила свою жизнь в психиатрической клиники на юге Франции, в Модверге. Многие считают жизнь и талант девушки были разрушены. Для потомков длительное время трагический роман Камиллы Клодель, стал забвением ее искусства, о котором писал Октав Мирабо: "Бунт против природы: женщина - гений"! За свой божественный дар, она сполна расплатилась своей разрушенной судьбой.

В Париже музея Орсэ есть бесподобно чувственная и удивительная скульптурная композиция: женщина за которой следует нерешительный увлеченный мужчина, а позади них на коленях юная девушка, протягивает нежные руки словно в мольбе пытаясь удержать любимого человека. В этой проникновенной словно живой скульптуре, чувствуется дыхание, даже неживая бронза дышит великой силой любви. Это работа Камиллы Клодель "Зрелый возраст"

"Зрелый возраст" 1893 Камилла Клодель

Сколько же любви и боли в этой скульптуре "Зрелый возраст", что же это, разрушенная жизнь или великий путь души, музы - сотворивший бессмертного, вечного идола.Еще одна из скульптур "Вечный идол" созданная вдохновленным Роденом, в его всепоглощающей страсти к ней - юной и восхищающей своей красотой девушки.

"Вечный идол" 1893 Огюст Роден

Камиллу Клодель столь одаренную девушку нельзя назвать заурядной личностью. Еще в самые юные годы, ярко выраженный талант к ваянию буквально выплескивался из чувственной натуры. Академия Коларосси открыла свои двери, для Камиллы в 17 лет, окрыленная мечтами девушка, успешно поступила в образовательное заведение и стала одной из лучших учениц. Впрочем, именно отец Луи-Проспер Клодель поспособствовал в таком решении дочери, ведь он привел в дом известного скульптора Альфреда Буше, который и стал в последствии ее опекуном и наставником. Увидя еще первые маленькие творения Камиллы, маститый Буше воскликнул - "они великолепны, и абсолютно, в манере Родена. Разве, вы не слышали он нем? Это самый скандальный и знаменитый скульптор Франции". Чуть позже, при обучении Камиллы в академии, опекун Буше представит талантливую ученицу директору школы изящных искусств. Разглядывая восхитительные и оригинальные скульптуры юной Клодель, он изумленно спросит: "Вы учитесь у господина Родена? Нет? Поразительно !"

Молодая переполненная эмоциями девушка, не понимала почему ее работы сравнивают с господином Роденом. Амбициозно размышляла: "Так кто же, черт возьми, этот Роден, с которым меня постоянно сравнивают?"

Сорокалетний Огюст Роден оказался именно таким, как его описывали. Огюст был энергичным и очень крепким мужчиной. Мощные, сильные, с гибкими пальцами кисти рук были созданы самой природой специально, чтобы сотворять гениальные шедевры. Когда Родену впервые представили Камиллу, в душе Огюста возникли самые волнительные и трепетные чувства к столь юной особе, Камилле даже удалось вызвать чувство робости у зрелого мужчины. А девушка была охвачена любовь с первого взгляда, увидев коренастого мужественного мужчину с голубыми глазами и копной рыжих волос, сердце Камиллы затрепетало, он предназначен ей судьбой.

Камилла оказалась для Родена, не только пленительно манящей своей красотой девушкой, но и пугающе талантливой и очень близкой душой: они как будто думали одинаково, их души словно сливались воедино. Как проникновенно сказала когда-то Джудит Клодель, писавшая о знаменитом скульпторе: "Судьба свела Родена с существом, казалось, избранным для него из тысячи на земле".

Преодолевая волнение и робость при первой встречи Роден спросил: "Вы согласны убирать глину и гипс?" Конечно, Камилла была согласна. Она приходила к мастеру каждый день. Убирала, замешивала глину, а он наблюдал за ней не отрывая взора. Голову Огюста за показной суровостью одолевали бесконечные мысли - он неистово желал ее лепить. Это юное создание, по-настоящему пробуждала в нем мужчину. Но он долго не мог справиться с непривычным чувством робости - мучило одно желание увидеть ее обнаженное тело. Ее тело стало вдохновение для Родена - тело которое он так желал, любил и лепил. Великая творческая страсть и любовь захватила Огюста на долгих 15 лет. Он дышал своей возлюбленной, он ваял ее из камня, да так что камни заговорили о любви!

"Данаида" 1885 Огюст Роден

Для Родена Камилла стала абсолютным совершенством, воплощением мечты идеала женщины, плавные безупречные изгибы и выпуклости ее прекрасного тела, утонченная шея, роскошные золотисто-каштановые волосы спадающие на плечи, все восхищало мастера в его возлюбленной. Ее внешность будоражила Огюста в первую очередь как художника. Но, сама Камилла долго позировать мастеру и оставаться безразличной и холодной не могла, ее пылкая натура трепетала и желала этого мужчину. К тому же, у Родена был особый стиль работы, его обнаженные натурщики должны были находиться в свободном движении по мастерской и застывать в неожиданных позициях, а Роден будто слепой закрывая глаза, ощупывал каждую мышцу и воплощал свои ощущения, чувства в скульптуре. Под его сильными, чуткими и горячими пальцами, волны и вибрации еще неизведанных чувств охватывали юную девушку. Видя суровость и одновременно робость Родена, она сделала первая шаг к телесной близости. Их страсть разогрелась, буря эмоций овладела возлюбленными и от этих чувств уже спасения не было, бежать было невозможно, Роден не мог отказаться от такой прекрасной возлюбленной. Мастерская стала их гнездышком любви, каждую ночь они наслаждались близостью, а днем охваченные такой же страстью создавали гениальные творения искусства, делясь помыслами и идеями. Это была особенная духовная и физическая глубокая идиллия. Эта связь, двух талантливых людей, стала больше чем любовь.

"Ирида, посланница богов" 1890 Самая откровенная и дерзкая скульптура Огюста Родена

"Я прекрасна" 1880 Огюст Роден

В творческой лихорадке любви пролетали годы. Камилла стала незаменимой помощницей для великого скульптора, к ее мнению он прислушивался и доверял ей самую сложную работу лепить ноги и руки. За это время творческого союза Клодель наработала и отшлифовала свой стиль, который стал предельно близок к Роденовскому, но все-таки имел больше мягкости и изящества - женской руки. Камилла не только помогала любимому, она и сама усердно трудилась и создавала свои замечательные произведения.

"Бронзовый вальс" 1893 Камилла Клодель

"Вечный кумир" 1888 Камила Клодель

Так сложилось, что в этом творческом и любовном союзе Камилла Клодель сделала лишь один маленький шаг к признанию и известности, она оставалась в тени великого Родена который к тому временни обрел взлет популярности. В скульптурах Клодель критики видели лишь отголоски роденовских произведений. "Свои произведения я извлекаю из самой себя, скорее страдая избытком, нежели нехваткой идей",- пыталась отстоять свои скульптуры и свою самобытную индивидуальность Клодель.

"Персей и Горгона" 1897 Камилла Клодель

Возможно их творческий союз и казалось безоблачное счастье людей - словно Богом созданных друг для друга так бы и продолжалось, если бы Огюст Роден не состоял в гражданском браке уже 20 лет с Розой Бере, которая родила ему сына. Роден так и не смог оставить свою гражданскую супругу ради Камиллы, в течение 15 лет он жил на два дома, жалея Розу Бере и бесконечно страстно любя Камиллу. Сложно сказать, что было в сердце Камиллы и почему спустя 15 лет она забыла сказанные слова Родену: "Я не хочу разбивать твою жизнь, я хочу лишь вдохновлять тебя". Возможно более зрелый возраст, когда ей было уже за тридцать, дал ощущение не реализованности ее самым дерзким творческим амбициям, быть тенью возлюбленного она больше не желала. Кто она? Не супруга, не содержанка и даже не скульптор, всего лишь любовница.

"Ревность" Огюст Роден

Однажды фотограф Сезар запечатлел при работе, юную двадцати лет, горделивую с блеском в глазах Камиллу Клодель, это были самые истоки ее творческого пути. "Эта девушка восхитительна красива, но красотой не безмятежной или подстрекающей к завоеванию". Ее гордость, ее пылкий нрав, подстрекающая красота к завоеванию и божественный дар скульптора, сделали ее для Родена единственной неповторимой музой. Именно Камилла стала олицетворением всего, что он мечтал встретить в женщине. Именно в этот период любви творца и великой музы, родились бессмертные шедевры Родена.

Камилла Клодель и Огюст Роден фото

В ту пору Роден был поглощен идеей и исполнением "Врата Ада", навеянной "Божественной комедией" Данте. Это была плодотворная работа для обоих творцов, Камилла стала не только источником вдохновения для Родена, она позирует и ассистирует маэстро: лепит руки и ноги в удивительных по красоте фигурах наполненных завораживающими чувствами: любовь и ненависть, удивление и восхищение, страдания и боль, неверие и поражение ...

Семиметровые "Врата Ада" 1880 год включают в себя 186 фигур, среди которых "Мимолетная любовь", "Поцелуй", а так же убранные из композиции "Адам" и "Ева", которые обрели самостоятельную жизнь отлитые в бронзе и высеченные в мраморе

"Мыслитель" - одно из самых известных и узнаваемых произведений искусств Родена в мировой истории, было создано как портрет Данте. Гениальная "Божественная комедия" автора Данте, стала неисчерпаемым потоком образов для Родена порождаемых уже и собственным воображением.

Она величайшая муза, для него - гения с каменным сердцем, отдала свою душу, тело сполна в этой всепоглощающей любви и будто выполнила свою миссию. Пройдя столь длинный временной период жизни рука об руку, словно с одним дыханием на двоих и сердцами бьющимися в унисон. Однажды Камилла встрепенулась - "Разве ты хоть раз сказал, что любишь меня?" - "Я леплю тебя, как самую совершенную женщину. Ты все, что есть у меня".

И Роден был прав, она стала настоящей жизнью для него, "Вечной весной", всем, что было у него.

После расставания с Камиллой, критики писали - талант Родена угас, конечно он продолжал творить, но уже больше так и не родилось у мастера значительных произведений.

"Вечная весна" 1880 Огюст Роден

Могло ли все сложится иначе, или этот разрыв отношений был неизбежным ? Ведь расставание, не убило любовь. Любовь лишь сделала шаг в противоположное чувство, Камилла возненавидела - горячо любимого Родена. Что же так надломило девушку, что она ощущала себя полностью опустошенной и несчастной. Возможно, последней каплей стало событие которое и уничтожило ее - талантливую, отважную, наполненную жаждой жить, любить и творить. В обществе стали идти слухи о тяжелой болезни мадемуазель Клодель. Но лишь родной брат Поль, знал что сестра ждала ребенка от Огюста. Катастрофой стало то, что Камилле пришлось сделать аборт под давление Родена. Эта тяжелая экзекуция нанесла Камилле, не только душевную боль, но физические последствия, она не могла больше иметь детей. Возвратившись после длительного лечения Камилла увидит возлюбленного, совсем другими глазами, она с печалью осознала, что былого чувства нет. Любовь словно вырезали с народившемся младенцем. "Я ухожу",- произнесла уже повзрослевшая женщина. От любви до ненависти оказался один роковой шаг.

"Мать и дитя" 1884 Огюст Роден

"Улетающий бог" 1864 Камилла Клодель

И она ушла, вскоре весь Париж гремел слухами об их разрыве. Роден потерявший свою любимую женщину, свою музу, был настолько потрясен, он был уверен, что она вернется. Роден ошибся, муза покинула его навсегда. Боль была настолько велика, что сердечная рана, не зажила до конца его жизни. Камилла проклинала бывшего возлюбленного, обвиняя в своей загубленной жизни - Роден сохранил самые светлые воспоминания о ней до конца жизни.

"Проклятые женщины" 1885 Огюст Роден

"Ускользающая любовь" 1886 Огюст Роден

"Печаль" 1887 Огюст Роден

Роден желал вернуть любимую, он всячески пытался ей помогать и наделся на чудо, что Камилла вернется. Несмотря на разрыв, оба продолжали много трудиться. Камилла сняла небольшую мастерскую и работала не покладая рук, выставляя свои скульптуры в Осеннем салоне и Всемирной выставки. Роден пишет в министерство и друзьям критикам, восхваляя свою ученицу Клодель, чтобы на нее обратили внимание. О ней стали писать похвальные статьи, но вскоре Камилла прекратила участвовать во всех выставках. Она не хотела выставляться в тех же залах, в которых выставляют работы Родена и в газетных статьях ее непременно связывают с именем Родена. И хоть он, всячески старался помочь деньгами и рекомендовал скульптуры Клодель состоятельным покупателям. Камилла категорически отвергала любую помощь - "Я могу сама. Я хочу вырваться из-под его власти". Гордый нрав протестовал в этой решительной женщине. Словно защищаясь и отстаивая себя, она часто неприятно и злобно говорила о бывшем возлюбленном: "Его мастерская превратилась в конвейер, а он лишь светский лев". Их расставание тянулось мучительно долго, около двух лет. На самом деле, в глубине души они оба желали, чтоб все сложилось по-другому. Вскоре у Камиллы закрутится непродолжительный роман, возможно совсем невинный с Клодом Дебюсси. Но иногда тайно она садилась на поезд и мчалась в Медон, прячась среди гущи деревьев около новой виллы Родена она ждала его возвращения. Ее сердце по-прежнему принадлежало Родену единственному на свете любимому мужчине. Затяжная депрессия Каммилы приводит к срыву, психическое расстройство начало набирать силу и ярко выраженную одержимость. Брат Поль, вернувшийся из командировки по Востоку, был обескуражен увидев вместо милой и очаровательной сестренки, осунувшуюся, не по годам постаревшую и больную женщину. Одержимая Камилла в запал выплескивала свои страхи и подозрения: "Сегодня ночью меня пытались ограбить и убить. Это Роден, я знаю это хотел сделать он. В одном из нападающих, я узнала натурщика Родена и утром они подсыпали яд в мой кофе!" В мастерской и жилище Камиллы воцарилась полная разруха - большинство статуй было разбито и уничтожено на горы мелких кусочков, кругом беспорядок и грязь. Поль был достаточно образованным человеком, поэт и дипломат, он понимал, что с сестрой происходит не ладное, что она нуждается в поддержки и помощи. Брат принял решение разделить кров с сестрой, но вскоре не выдержал, осознав, что Камилла душевно больна и уже истерзанна муками своих страданий, Поль понял без врачебной помощи не обойтись - сестра сходила с ума. Камиллу отправили на лечение в психиатрическую лечебницу. "Пришлось пойти на такой шаг и этот шаг стоил Камилле 30 лет жизни" - вспоминал брат Поль.

"Одержимость" 1897 Огюст Роден

"Заклинание" 1900 Огюст Роден

Спустя несколько лет доктора наблюдавшие за столь знаменитой пациенткой, отправляли не раз письма матери Камиллы, в которых поясняли, что Камилла Клодель не буйно помешенная, что психологическое состояние пациентки удовлетворительное и ее можно забрать домой. Но к сожалению мать Камиллы - отказалась от дочери узнав о ее любовном романе с Роденом и вообще не считала, что дочь должна заниматься скульптурой категорически высказываясь против. И на этот раз мать ответила "Если нужно увеличить взносы на содержание Камиллы в лечебнице, я охотно это сделаю, только пусть она остается у вас. Моя дочь порочное существо с сумасбродными взглядами на жизнь. Знать и видеть не желаю ее больше".

"Отчаянье" 1890 Огюст Роден

"Сон у камина" 1889 Камилла Клодель

А что же Роден, он продолжал довольствоваться лаврами успеха, которые были созданы вместе с его возлюбленной и музой Камиллой. Знаменитому Родену больше не приходилось заботиться о деньгах - его помощники в больших количествах отливают макеты знаменитых скульптур. Но вот новые работы, созданные после разрушенных отношений с Камиллой, потеряли чувственность, былую страсть и огонь, их словно покинуло дыхание жизни. Скульптуры Родена, рядом с возлюбленной Камиллой - шептали, говорили и даже кричали о любви! Без нее, величайшей музы - скульптуры стали замолкать. Еще много моделей и алчных девиц будут сменять друг друга в парижской мастерской Родена, он пытался утолить свою печаль в любовных утехах. К концу жизненного пути, Роден узаконит официально отношение с супругой Розой Бере, даже после этого Огюст не смог забыть Камиллу. Ничто и никто не вернул Родену былого счастья. На смертном одре, он бредил ею, своей единственной по-настоящему любимой и желанной Камиллой.

"Лежачий мужчина" 1890 Огюст Роден

А она, еще долгие годы чувствовала себя униженной и растоптанной, даже искусство и талант Камиллы не помогли справиться с опустошенностью. Бросив Родена, обиженная и гордая женщина уже не испытала счастья и провела в больнице для умалишенных долгих 30 лет. Там ей предлагали глину и возможность работать, но она откажется и больше ничего не создаст. Роден до самой смерти отправлял в лечебницу деньги, ходили слухи он постоянно желал увидеть и посетить Камиллу, но все же этого не сделал боясь причинить ей еще большую душевную боль.

Что же самое главное великие шедевры или великая любовь ? Что создает и творит чудеса ? Конечно самое драгоценное сокровище на земле и во всей вселенной, это ее величество любовь - она создала этих гениев и их скульптурные шедевры. Любовь и есть само совершенство во всей своей многоликости и превосходстве, необъяснимости и всегда великой благости.

В Париже находится музей выдающегося скульптора Франсуа Огюста Рене Родена (12 ноября 1840 - 17 ноября 1917). Знаменитый французский скульптор, один из основоположников импрессионизма в скульптуре. Мастер сумел разрушить замершие академические традиции и внести свежий глоток воздуха в изящество пластики скульптурных произведений. В его жизненном пути было все: сомнения родного отца в таланте и способностях юного Родена и громаднейшая вера в самого себя. Были падения и разочарования, безденежье и более чем странные отношения с матерью, несмотря на то, что Роден был единственным сыном.

"Блудный сын" 1905 Огюст Роден

Роден обладал огромной работоспособностью, за свой титанический труд на сложном пути к достижениям, он конечно получил заслуженный триумф. Многочисленная череда коротких романов, вились шлейфом за спиной Родена. Но единственной значимой фигурой в истории жизни и искусства этого гения, стала его бессмертная муза - запечатленная на вечно в потрясающих скульптурах. Сегодня в музее можно созерцать и скульптуры, созданные Камиллой Клодель. Так завещал сам Роден. Возможно, таким образом мастер, гений и просто мужчина желал увековечить и соединить свое прославленное имя, с ее прекрасным именем. Ведь он любил ее всю жизнь, не менее талантливую и гениальную женщину Камиллу Клодель (8 декабря 1864 - 19 октября 1943).

"Поэт и муза" 1905 Огюст Роден

"Ромео и Джульетта" 1905 Огюст Роден

Камилла Клодель и Огюст Роден не смогли сохранить любовь на земле, но несмотря на всю горечь и трагизм этой истории, этих двух безбрежно одаренных человека связывало гораздо больше, чем разъединяло. Они оставили в наследие человечеству не только большую художественную и историческую ценность искусства - камень еще вчера глыбой лежал на земле, на него наступали лишь ногами.А завтра бесчисленное количество людей преклоняются перед шедевром скульптурного изваяния.

Он был глыбой, она хрупким мотыльком в сердце. Их история любви - это тоже великое поучительное наследие на все века. Для настоящей любви не существует времени и преград, но любовь очень деликатна и хрупка, как изящный цветок наполненный дивным ароматом, как крыло бабочки порхающей свободно в небесах. Любовь - это пожалуй самое необъятное искусство, любовь создает и творит превозмогая боль и радуясь мгновениям счастья. Любовь - это самый волшебный божественный дар и самый гениальный творец и создатель.

"Рука Бога" 1898 Огюст Роден

"Камилла Клодель" - французская мелодрама 1988 года от режиссера Бруно Нюиттен.

Вечно не разлюбит мраморный мужчина свою мраморную женщину, они застыли в объятиях, но их поцелуй дышит пламенной любовью души. Гениальные скульпторы, столь любимы зрителями, несмотря на трагическую горечь их истории. Жаль, что их земная любовь рухнула в бездну непонимания и боли. Но они смогли постичь великую тайну создания вечной любви, в самом грациозном и пластичном движении камня. Хочется еще раз вспомнить историю грандиозной, но очень горькой любви, двух всемирно обожаемых творцов. А смогут помочь нам, не менее гениальный и известный Жерар Депардье и Изабель Аджани в фильме "Камилла Клодель" Потрясающая история живых чувств, которая веками останется в памяти людей, вдохновляя и будоража поэтов, художников, скульпторов и просто мечтателей. Эта история не оставила равнодушным зрителя.

"Роден" - фильм 2017 года от режиссера Жак Дуайон

Французы с любовью относятся к своим гениальным творцам и открывают зрителю окно в мир высокого искусства, снимая столь замечательные фильмы. Новая мелодрама покажет всю историю восхождения грандиозного скульптора. Эта история углубится в творчество Огюста Родена, в его многочисленные любовные интриги и конечно самую глобальную часть его жизни, сложные взаимоотношение с матерью, Розой Бёре матерью его единственного сына и талантливой ученицей, музой, возлюбленной Камиллой Клодель. Каждый рассказ, каждая история снятая о Родене особенная, настоящая, живая и затрагивает в зрителе самые глубокие чувства и переживания за обожаемых нами героев.

Оцените пост и подпишитесь на МОЙ БЛОГ