Учителя из Сатки, Бакала и Айлино ответили на три главных вопроса о профессии

В преддверии Дня учителя мы попросили нескольких учителей ответить на три простых вопроса о профессии. И сегодня делимся их интересными ответами с вами. 

Мы попросили молодого учителя, опытного педагога и ветерана педагогического труда с огромным стажем работы ответить на три одинаковых вопроса:

«Каким должен быть учитель?», «Какое образование самое лучшее?» и «Чему вы научились, работая педагогом?». Вот что они нам рассказали.

Дарья СИТДИКОВА, 19 лет, педагогический стаж 1 месяц, работает в айлинской школе учителем начальных классов (коррекционный класс).

1. Постараюсь перечислить основные личностные качества учителя начальных классов:

– Доброжелательность, чуткость и внимательность – одни из важных качеств. Умение легко находить общий язык и уделять достаточно времени каждому ребёнку в решении его детских проблем.

– Чётко и грамотно поставленная речь, которую могут понять и дети, и взрослые.

– Умение удерживать в центре внимания каждого ребенка, уделять особое внимание в трудных ситуациях.

– Способность сохранять спокойствие и выдержку в любых ситуациях.

– Умение осуществлять индивидуальный подход к каждому ребёнку: тихому и вздорному, плохо пишущему и хорошо, медленному и быстрому и т. д.

– Умение быть учителем не только на работе, но и по дороге домой, и вечером, когда звонят по телефону, и в отпуске. Нужно находить время беседовать с каждым родителем, отменяя свои домашние дела.

2. Я считаю, что самое лучшее образование можно получить в России. Страна имеет резервы и потенциал для дальнейшего улучшения позиций. Уровень грамотности практически 100%. Согласно опросу Всемирного банка, 54% занятого населения в России имеют высшее образование. В 2011 году расходы на образование превысили $20 млрд. при ВВП на душу населения – $14645.

Образование даёт нам представление о мире и жизни. Оно необходимо для развития разных сторон личности, ееё талантов и способностей. С помощью образования человек может определить своё призвание и выбрать дело своей жизни. В каждом цивилизованном государстве уделяется пристальное внимание образовательной отрасли. По мнению Д. Кеннеди, прогресс нации зависит от прогресса образования. Также последнее сближает людей разных наций, стирая барьеры. Важную роль в выборе будущей профессии играют родители. Именно на их плечи ложится забота о том, чтобы разъяснить ребёнку важность образования и помочь ему определиться с будущим направлением. Думаю, каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок был счастлив и добился успеха, но важно помнить, что выбор этот должен соответствовать стремлениям и способностям самого ребёнка, а не только желаниям родителей.

3. Учителем начальных классов я работаю второй месяц, но мне много дала практика, которую я проходила в других школах, пока училась в колледже. Я научилась владеть определенным комплексом знаний, не в полной мере, конечно, но уже могу самостоятельно выстроить структуру урока, готова быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Научилась писать планы. Научилась много фантазировать, ведь материал преподнести непросто, нужно сделать это так, чтоб ребёнок его понял и запомнил.

Юлиана БАЙРАМОВА, 36 лет, педагогический стаж 12 лет, работает в школе № 4 учителем истории и обществознания.

1. Прежде всего, учитель должен быть человеком на своём месте. Человеком, который понимает своих учеников, позволяет ученикам иметь собственное мнение, который не требует невозможного. Быть справедливым к ученику, лояльным в своих убеждениях. Учителем, который учит не только своему предмету, а воспитывает нравственность, развивает умение критически мыслить. Учителем, который готов заинтересоваться тем, что интересует его учеников, заметить и поддержать уникальность ребёнка. Учителем, который может оживить даже самый скучный урок. В итоге – недостижимый идеал.

2. Какое образование самое лучшее? Образование, которое способствует воспитанию личности, развивает культуру мышления, которое является конкурентоспособным.

3. Я научилась не стесняться своего незнания. Спокойно признавать свои ошибки, показывая детям, что незнание – это путь к познанию мира. Человеку свойственно ошибаться, в этом нет ничего страшного. Главное с достоинством признавать и исправлять свои ошибки. Кстати, ученики тоже начинают смотреть на своё незнание и ошибки не как на приговор, за которым последует отметка, а как на точки роста в познании мира. А ещё можно посмеяться над собой, улыбка помогает спокойно проанализировать ситуацию, разрядить обстановку.

Лидия СЕРГЕЕВА, в ноябре исполнится 77 лет, педагогический стаж – 53 года, в настоящее время ветеран педагогического труда, долгие годы работала учителем русского и литературы, создателем и руководителем школьного музея, директором 12-й школы.

1. Каким должен быть учитель? Вопрос, конечно, интересный! Вроде, понятно и ежу, что это должен быть человек, который обязан любить детей. Да, не просто должен, но это его должностная обязанность. А это значит и то, что он обязан понимать, что входит в круг его обязанностей. Начиная с отличного знания своего предмета (в моём варианте – двух предметов, у учителя начальных классов – всех по школьному расписанию). Это, в свою очередь, обязывает знать не только то, о чём написано в учебнике, но и много-много-много того, о чём не говорят на уроке, но на тему чего общаются во внеурочное время. Дети, между прочим, это очень ценят. Помню случай, когда одна из учительниц на уроке сказала, что Тургенев за границей общался с Жоржем Сандом. На перемене они прилетели ко мне с вопросом:

– А что, разве Жорж Санд – мужчина?

Как я выкручивалась, придумывая оправдания коллеге!

Глубокие, обширные и твёрдые знания по своим предметам помогут учителю также привлечь ребят к внеклассной работе. С каждым годом это становится всё важнее, потому что горячо «любимые» нами ЕГЭ всё больше изощряются в вопросах из серии «За страницами твоего учебника».

Учитель любого школьного предмета должен быть человеком грамотным, владеть навыками устной и письменной речи, в этом отношении быть примером и для учеников, и для их родителей.

Остановимся пока на этом, потому что вопрос настолько широк и глубок, что несколькими словами не отделаешься. Надо хорошо знать педагогику и психологию, разбираться в спорте, в политике, в моде, сегодня – ещё и в интернете.

2. Лучшим в мире было и есть образование, которое давала советская школа. Тогда учитель твёрдо знал, чему он должен научить в рамках своей программы в целом и на каждом, любом уроке – в частности. Выпускники тех лет, теперешние родители, и их родители (эти даже резче, жёстче), сравнивая свою подготовку с нынешней, задают вопрос:

– Почему в наше время не было даже понятия «репетитор», а экзамены успешно сдавали не только в школе, но и в ВУЗах? А ведь экзамены сдавали по всем предметам, а не по выбору!

Кроме того, в те годы существовала «Программа воспитательной работы».

3. Каждый, работая педагогом, если он отдавал школе, детям всего себя, становился «и швец, и жнец, и на дуде игрец».

Я научилась нескольким видам деятельности, связанным с мелкой моторикой, корреспондентским навыкам, приобрела навыки организатора массовых мероприятий, анализа литературных произведений разных жанров, упрочила навыки вязания, вышивки, туристические знания и навыки, умения по пулевой стрельбе, теперь участвую в соревнованиях по метанию дротиков, по шашкам, может, решусь и на домино.

Подготовила Александра БОГДАНОВА.