Как в школе рассказывале о лётчике-герое войны, на самом деле бывшем "Бароном Мюхгаузеном ВВС СССР"

Зашёл я как-то в актовый зал одной из школ нашего города и до моего слуха сразу донеслась фраза местной работницы краеведческого музея, - "Наш с вами земляк, сбил за годы войны 86, а всего во всех конфликтах 134 самолётов противника".

Сразу мысль, - это какой такой лётчик? Сначала подумал, может в счёт взяли неофициальные победы Покрышкина, но, он ни разу не наш земляк. Потом, прослушав рассказ дальше и услышав о том, что Герман Геринг наградил этого славного советского аса рыцарским крестом, не смог сдержать усмешки.

Речь шла о Фёдорове Иване Евграфовиче, действительно геройском лётчике, герое СССР, но, тем не менее имевшем один большой недостаток, - любил приукрасить и выдумать о своих заслугах разные байки.

К примеру, он утверждал, что перед войной был в Германии по обмену опытом (на самом деле был, это правда), да так показал мастер-класс на новеньком Мессершмитт - 109, что поразил самого Геринга, который тут же наградил его высшей наградой Германии Рыцарским крестом.

Более того, по рассказу ветерана он знал, что войны не избежать, а потому, приехав на родину, нацепил этот крест себе на подошву сапога и ходил так, пока тот не стёрся.

Разумеется, по определению такой награды быть не могло.

Но, версии о награждении в разных рассказах из уст лётчика складывались по разному, позднее, он изменил сведения о награждении Герингом и стал показывать эту, якобы сохранённую им награду, которая в итоге оказалась значком фашистской молодёжной организации Айзсарг.

Вторым не понятным, известным курьёзом стало то, как он пришёл в одну из школ города Симферополя и выдав себя за участника "Челюскинской эпопеи", стал рассказывать о своих "Подвигах", даже был принят в почётные пионеры. История дошла до начальства, но, к счастью Фёдоров отделался строгим выговором.

Так же, заявлял о своих многочисленных победах, превосходящих всех остальных советских асов, почему об этом было не известно широкой публике? Элементарно, его не любило начальство, его постоянно штрафовали и даже отправили в штрафную эскадрилью (не подтверждено).

В самом деле, конструктор Яковлев, многие командиры действительно относились к лётчику с открытой неприязнью, после войны по-крайней мере, но, за его излишнее высокомерие. Даже в личном деле Фёдорова сказано:

"Имеет высокий профессионализм и отличную технику пилотирования самолёта, но вместе с тем отмечено болезненное тщеславие, тяга к наградам, склонность к самовозвеличиванию. "

Из-за всех своих баек, Фёдоров среди историков снискал славу "Барона Мюнхгаузена советских ВВС".

Но, награждён он правда был Героем СССР и действительно, был отличным пилотом, по меньшей мере на счету его имеется 14 сбитых самолётов противника (два из них в небе Испании), 264 боевых вылета. Сложной работы и службы Иван Евграфович никогда не боялся, продолжал службу, а затем работу в СССР после войны, скончался в 2011 году в Москве.

Фёдоров демонстрирует подаренную сбитым им немецким асом саблю (Доказанная фальсификация, это наградной тесак)
Фёдоров демонстрирует подаренную сбитым им немецким асом саблю (Доказанная фальсификация, это наградной тесак)

Вот, недостаток только его "Синдром Мюнхгаузена", действительно, несколько ударял по имиджу. Думаю, можно ему это простить, ведь, он этим никому не навредил.

Суть только в том, что наши историки и искусствоведы, в школах детям рассказывают какие-то байки и непроверенные факты, а ведь, дети в это верят. Потом же, когда поколение вырастает, спрашивают, - "Почему у нас малограмотная молодёжь?". - Да потому, что вы их так воспитали и научили.