Скотт МакКлауд или «Как убедить родителей, что комиксы — это тоже литература»

В наше время, в России, комиксы стали чем-то обычным. Поток книжек с картинками вылился на привычные полки больших книжных сетей и в отдельные комикс-шопы, созданные, исключительно, на голом энтузиазме. Вокруг комиксов сложился стереотип: «Книжки, из-за которых наши дети деградируют, и вообще, что может быть серьёзного в зарисовках на листе, где парень/девушка в цветастых трениках поднимает машину голыми руками.» Думаю, каждый из вас понимает, что комиксы не ограничиваются только супергероями и вечным спасением мира. Именно поэтому, я бы хотел поговорить об авторе, который изменил восприятие комиксов, как за рубежом, так и в нашей стране. Скотт МакКлауд, человек-феномен, автор трилогии об искусстве комикса, человека с аналитическим складом ума, очарованного комиксами в детстве настолько, что посвятил им целую жизнь.

В детстве я не любил комиксы – мне казалось, они вообще не достойны внимания. Лет в четырнадцать я убедился в том, что им стоило дать шанс, и пообещал себе, что зарабатывать на жизнь буду исключительно комиксами: все из-за друга, который дал изучить его гигантскую коллекцию. ©Скотт МакКлауд

В далёком 1960-ом в семье военного инженера и изобретателя Уилларда Уайса и Патрисии Беатрис Макклеон родился будущий теоретик-комиксист Скотт МакКлауд. В детстве, интересы Скотта были, весьма, заумными даже для того времени, он увлекался изучением космоса, минералогией, микробиологией, шахматами и немного политикой, но когда ему было 14, благодаря своему другу, Скотт решил связать свою жизнь с комиксами. Из-за чего получилась забавная ситуация. Его отец военный учёный, инженер и конструктор, у него есть четыре ребёнка: один — будущий учёный информатик, другая — служащий ВМФ, третий — инженер и Скотт… — иллюстратор комиксов. Но самое интересное, Уиллард никогда не был против того, чем занимался его сын, он его поддерживал, на всём творческом пути, он верил в него, хоть и не мог видеть, что конкретно рисует Скотт, так как был слепым. Это, буквально, была слепая вера, но в самом хорошем смысле.

В 1993-ем году, Скотт выпускает книгу «Понимание комикса», в которой он рассказывает, что такое комикс, как он устроен, историю комикса, методы применяющиеся в комиксах. Спустя всего лишь год, книга удостаивается премии Айснера (престижная американская награда в сфере комиксов) и премии Харви (международная премия в области технических наук, ежегодно присуждаемая учёным за выдающиеся достижения в области медицины, естественных и гуманитарных наук.)

Насколько же глубоко, этот невероятный человек изучил комиксы.
Насколько же глубоко, этот невероятный человек изучил комиксы.

«Если вы переживаете, что теряете время, читая комиксы, немедленно прочтите классическую книгу Скотта МакКлауда. Быть может, вы и дальше будете чувствовать, что впустую тратите свою жизнь, но теперь будете знать почему, и будете этим гордиться» ©Мэтт Гроунинг, «Симпсоны», «Футурама»
«Ловко замаскированная под легкий для чтения комикс, доступно выглядящая книга Скотта МакКлауда вскрывает противоречия тайного языка комикса, попутно раскрывая секреты Времени, Пространства, Искусства и Космоса! Самый умный комикс, который мне встречался за долгое время. Браво!» ©Арт Шпигельман, «Маус»

Так же, после первой книги последовали ещё две: «Вновь изобретаем комикс» и «Создание комикса», которые, пусть и не удостоились столь престижных наград, но так же тепло были приняты читателями и многое предсказали в сфере самих комиксов. Разумеется, после таких сильных, фундаментальных, а главное научных работ, за Скоттом закрепилось прозвище «Аристотель мира комиксов». Конечно, Скотт МакКлауд известен не одними научными работами, он успел написать несколько выпусков для DC о Супермене, запустил свою серию комиксов «ZOT!» и «Destroy» — гипертрофированная пародия на драматические супергеройские файтинги.

Обложка его комикса
Обложка его комикса

Но самую жирную точку в предложении: «Комиксы — это литература.» Скотт поставил выпуском своего долгостроя — «Скульптор».

Эта огромная книга появилась у меня в голове давным-давно – практически 30 лет назад. Я придумал историю о художнике, который творит своими собственными руками: тогда в ней было что-то от Фауста, от моих отношений с женой – она не знала, а я писал комикс в ее честь. © Скотт МакКлауд

Однотонный, но одновременно красивый стиль, выбранный Скоттом, придаёт камерности всему происходящему.
Однотонный, но одновременно красивый стиль, выбранный Скоттом, придаёт камерности всему происходящему.

«Скульптор» — это невероятное произведение, о любви, страсти, искусстве и страхе. Конечно, как и предыдущие его книги, данное произведение было с невероятной любовью принято фанатами, коим я так же являюсь. Именно «Скульптор» заставил меня полюбить этого автора. Книга была прочитана за два дня, а эмоций осталось на недели. Прекрасный рисунок, завораживающая история и невероятный финал оставят вас опустошёнными, но зажгут ярчайшее желание творить. Как сказал сам Скотт:

Когда я только начинал писать комикс, то был уверен, что делал историю о том, как важно для человека запомниться. Спустя 30 лет оказалось, что все это время писал книгу про страх оказаться забытым. © Скотт МакКлауд

От себя хочу добавить, что невероятно благодарен этому автору, такие люди, каждый раз доказывают, что комиксы, это не вечные самоповторы, в них заложены глубокие мысли, способные найти отклик в каждом.

Спасибо, что прочли.

За авторством Drakekon.