Любовь Орлова родилась 11 февраля 1902 года

Любовь Орлова родилась 29 января [11 февраля1902 года в Звенигороде (ныне в Московской области) в дворянской семье. Её отец Пётр Фёдорович Орлов (1867—1938), служил в военном ведомстве. Мать Евгения Николаевна Сухотина (1878—1945) происходила из старинного дворянского рода.

Родители хотели, чтобы дочь стала профессиональной пианисткой, и, когда ей исполнилось семь лет, отдали её в музыкальную школу.

Любовь Орлова в юности. Уроки фортепиано
Любовь Орлова в юности. Уроки фортепиано

В 1919 году окончила Московскую среднюю школу. В 19191922 годах училась в Московской консерватории по классу фортепиано у К. А. Киппа[3]. Из-за трудного материального положения и, возможно, также проявившейся формы болезни Меньера с поражением слуха, учёба в консерватории не была окончена. С 1922 года по 1925 год училась на хореографическом отделении Московского театрального техникума им. А. В. Луначарского (ныне ГИТИС), параллельно брала уроки актёрского мастерства у педагога Е. С. Телешовой, режиссёра Художественного театра. С 1920 года по 1926 годработала преподавателем музыки и тапёром (музыкальное сопровождение немых кинофильмов) в кинотеатрах Москвы: «Унион» (позднее — кинотеатр повторного фильма), «Арс», «Великий Немой», «Орфеум» и выступала с концертными номерами перед киносеансами в кинотеатре «Арс».

В 1926 году вышла замуж за А. Г. Берзина, заместителя начальника административно-финансового управления Народного комиссариата земледелия (Наркомзема). Будучи крайне занятыми, супруги проводили мало времени вместе, хотя А. Г. Берзин содержал её и всех родственников.

После окончания Московского театрального техникума, с 1926 года по 1933 год — хористка, затем актриса Музыкального театра им. народного артиста Республики В. И. Немировича-Данченко (ныне — Московский академический музыкальный театр им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко).

Любовь Орлова
и Григорий Александров
Любовь Орлова и Григорий Александров

В 1930 году муж был арестован по делу Трудовой крестьянской партии. В 1931 году был сослан в Казахстан.

Как артистка хора и кордебалета, была занята, в основном, в эпизодических ролях. Однако даже в этих ролях её музыкальный и драматический талант многим бросался в глаза. Но она, будучи вполне обеспеченной, не мешала другим делать карьеру. Только после того, как материальное положение её катастрофически ухудшилось из-за ареста мужа, она стала искать возможность строить свою карьеру. В 1932 году роль Периколы в одноимённойоперетте Ж. Оффенбаха вывела её из состава хора и сделала солисткой.

В 1933 году состоялась встреча актрисы с молодым начинающим режиссёром Г. В. Александровым, которая сыграла решающую роль в её дальнейшей судьбе. Она стала его женой, он снимал её в своих фильмах.

В 1933 году художник П. Вильямс посоветовал Г. Александрову сходить в Музыкальный театр В. И. Немировича-Данченко, где в спектакле «Перикола» играла 31-летняя Любовь Орлова. Режиссёр последовал этому совету, пришёл на спектакль и сразу же был пленён не только талантом актрисы, но и её внешностью. В тот же день они познакомились. Сомнений в том, кто будет играть роль Анюты в его новом фильме, у режиссёра после этого не осталось.

Становление и стремительный подъём советского кинематографа в 1930-х годах немыслим без участия Любови Орловой. Во многом благодаря её высокому артистическому мастерству и чрезвычайно выигрышной внешности, кинематограф стал популярнейшим видом искусства в СССР, уже в 1930-е годы серьёзно потеснившим театр по количеству зрителей и кассовым сборам.[источник не указан 79 дней] Типаж актрисы — человек нового времени, энергичный, оптимистический, обаятельный, весело и настойчиво шагающий в светлое настоящее и будущее.

Любовь Орлова
в фильме «Весёлые ребята», 1934 год
Любовь Орлова в фильме «Весёлые ребята», 1934 год

В то же время, как отмечал известный театровед и критик В. Вульф, «…Александров слепил её именно по образцу Марлен Дитрих. Скажем, в „Веселых ребятах“ у неё был знаменитый цилиндр — и только в конце 1960-х годов стало ясно, что это тот самый цилиндр, в каком выступала Марлен Дитрих в „Голубом ангеле“. В „Цирке“ Орлова снимает свой чёрный парик и остается блондинкой — у неё половина головы чёрная, а половина платиновая, — это тоже кадр из фильма Марлен. Но советский зритель не знал, кто такая Марлен Дитрих. Очень узкий круг людей, в том числе людей искусства, видели западные фильмы, когда их для избранных показывали в Управлении кинематографии в Гнездниковском переулке.»

Григорий Александров, Любовь Орлова и Виктор Талалихин на съёмках «Боевого киносборника № 4», август 1941 года
Григорий Александров, Любовь Орлова и Виктор Талалихин на съёмках «Боевого киносборника № 4», август 1941 года

Актриса профессионально пела (лирико-колоратурное сопрано), играла на фортепиано, танцевала, исполняла акробатические трюки. Её роли в фильмах «Веселые ребята», «Цирк», «Волга, Волга», «Весна» до сих пор пользуются всенародной любовью.

Любовь Орлова выступает перед солдатами
на фронте, 1944 год
Любовь Орлова выступает перед солдатами на фронте, 1944 год

Тщательно заботилась о своей внешности, следила за модой, использовала все доступные медицинские средства продления молодости кожи и тела. На протяжении многих лет была примадонной советского киноэкрана, отличаясь изысканной аристократической внешностью и ухоженностью[источник не указан 1809 дней].

Любовь Орлова
в фильме «Цирк»
Любовь Орлова в фильме «Цирк»

В 1934—1945 годах — актриса киностудии «Мосфильм», в 1945—1949 — Театр-студия киноактёра(ныне Государственный театр киноактёра), параллельно певица «Гастрольбюро». Во время войнывыступала с концертами перед советскими солдатами практически на всех фронтах: под Минском и Киевом, Орлом и Белгородом, Харьковом и Курском[4]. В 1949—1955 годах работала по договорам[5].

С 1955 года — актриса Театра имени Моссовета.

В 1974 году снят последний фильм с участием актрисы «Скворец и Лира».

Член Союза кинематографистов СССР.

Любовь Петровна Орлова скончалась 26 января 1975