Малоизвестные племена славян в X - XI веке

Понятно что история времен столь отдаленных от нынешних, вызывает множество споров, пересудов и домыслов. И все что мы знаем собрано отрывками из разных источников. Но в общей истории России существует не только общепринятая и общеизвестная Норманская теория.

Западными славянами правили русы, наши предки, там они боролись за свои земли с немцами, и оттуда пришел в Новгород Гостамысл, а вслед за ним Рюрик, основатель могучей династии Рюриковичей. Между тем эта часть нашей истории вычеркнута из памяти, а то, что все же сохранилось, "поставлено с ног на голову". Из школьных и вузовских учебников можно раз и навсегда уяснить: есть западные славяне - чехи, поляки и словаки, есть славяне южные и восточные, среди последних существует странный симбиоз скандинавов и полян - русские. Во-первых, никаких других западных славян будто бы и не было, ни бодричей, ни ратарей, ни ранов, а если они и были, то ничего особого не представляли, так, дикари. А во вторых, древние русы, всегда правившие славянами в Поморье или на берегах Волхова, в Приднепровье или Причерноморье и дававшие названия державам, будь то Киевская или иная Русь, каким-то чудом утратили свое гордое имя и обратились в ... славян.

Что же, стоит, во-первых, вспомнить слова, написанные готским хронистом Иорданом: «На севере Карпат обитает многочисленный народ венедов». А во вторых, обратим внимание на имена этих народов, о чем писал еще наш замечательный историк Василий Никитич Татищев: «От латин рутены нам имя дано, но неверное ... русь в рутены превратили.

Продолжим воспоминания. В 963 году граф Гера предпринял последний в своей жизни поход против лужичан. Войска его были разгромлены, сам граф тяжело ранен, от этих ранений, промучившись два года, он умер. Немцы, получив достойный отпор, решили взяться за дело иначе.

После смерти графа Гера с 965 г. славянский край с внятным названием Междуборье (где был построен немецкий город Мерзебург) по приказу императора Генриха Птицелова стал заселяться германским отребьем. Заодно с бандитами действовали и мерзебургские епископы. Так, второй епископ, Бигберг, прославился своим варварством: « ... рощу, называемую Zutibure (можно лишь догадываться, насколько немецкий монах исказил истинное имя этого святого места), во всем почитаемую жителями наравне с богом и от глубокой древности не тронутую, вырывши с корнем, построил в ней церковь святому мученику Роману». Такие надругательства над своими святынями славяне могли стерпеть, а вот русы - нет. Бодричский князь Мстислав в 983 году в отместку захватил и сжег немецкий город Гамбург. В том же году лютичи подняли восстание против обнаглевших немцев. Сначала они уничтожили гарнизон в Гавельберге, а затем освободили Бранный бор, откуда с позором бежали и епископ Волькмер, и герцог Тидрик. Вслед за русичами выступили и чехи, которых немцы называли богемцами. Об этом хронист Дитмар писал: «Богемцы преследовали наших, как беглых оленей, ибо наши преступления внушили нам страх, а им храбрость».

В 1018 году лютичи начали войну не только против немцев, но и против самой их веры, насаждаемой насильно, - против католичества. Немецкие хронисты писали: «Тогда все церкви, во славу и на служение Христу воздвигнутые в этих странах, погибли от пожаров и другими родами разрушения ... почитание идолов, предпочтенных богу, восстанавливается, и ум этого народа, который называется ободритами и варнами, ожесточается, как сердце фараоново. Присваивают себе свободу по обычаю лютичей».

В начале XI столетия в Западной Европе произошло сразу много важных событий, о которых писал, в частности, Карл Маркс: «1032 год. Оттон убит народом. Мечислав возвращается в Польшу; подчинился императору. Лютичи жестокостью герцогов Саксонии дошли до отчаяния. Они восстали, убили священников в своей собственной стране ... Конрад выступил против них, но должен был вернуться из-за смерти бургундского короля Рудольфа III». Все верно: император Священной Римской империи Оттон (точнее, просто Отто), столь превозносимый современными историками, получил по заслугам от собственного народа. Его останки были погребены в Магдебурге, а новым правителем стал Конрад II (990 - 1039), основатель Франконской династии, который присоединил к Германии Бургундию. Немцам из-за внутренних распрей было не до восточных земель, однако польский король Мечислав (он же Мешко II - 990 - 1034) успел-таки присягнуть на верность Конраду, за что получил от него в дар земли лужичан. Толку от этого было мало - Мешко II через два года умер, оставив Польшу в самом бедственном положении.

Ну а лютичи, бодричи, вагры и союзные с ними западные славяне получили свободу и независимость более чем на столетие! Все же немцы не ушли совсем из междуречья Одры и Лабы. Они спрятались в своих крепостях и выжидали лишь подходящего момента. И этот момент настал, когда в 1169 году датчане разрушили нашу главную святыню - храм Святовита в Аркане на острове Ране (Рюгене). Боль этой утраты лишь сильней оттого, что привел данов их король Вальдемар Великий - правнук великого киевского князя Владимира Мономаха! Трудно постигнуть, как тот, в чьих жилах течет русская кровь, может поднять руку на великую русскую святыню.

Король Владимир, «данов властелин», - Вальдемар 1 (1131 - 1182), который за разграбление Арканы был удостоен данами прозвища Великий. Несмотря на то, что он приходился правнуком Владимиру Мономаху (и не в его ли честь получил имя?). Вальдемар был ярым преследователем руян и для совместной борьбы с ними породнился с немецким графом Генрихом Львом. Казалось бы, правнук - довольно отдаленное родство, им можно было бы и пренебречь. Может, для современников это так и есть: мы лишь начинаем обретать интерес к своим корням и осознавать ценность родства. Но короли и знать весьма бережно относились к своему генеалогическому древу, да и не мог безродный рассчитать на трон. Потому они с легкостью перечисляли всех своих славных предков, подчас и мифических. А уж родство с киевским князем для дана было весьма почетным.

И еще одна важная деталь: Алексей Константинович Толстой осознает древние святилища как русские. Дело в том, что на острове Руяне, кроме Арканы с храмом Святовита - общеславянской святыни, был и другой храм, собственно русский. Он был посвящен богу-воину Рутевиту. По имени этого бога наши предки получили свое прозвание - руги. А по имени морской богини Ран их прозвали ранами. Интересно значение второй части имен многих славянских богов - «ВИТ». В современном украинском языке сохранилось слово «вiтати », которое сейчас означает - поздравлять. Например, говорят: «Вiтаю з святом», то есть - «Поздравляю с праздником». Слово подразумевает и другие значения: радость, счастье, благоденствие и, возможно, столь близкие к ним по смыслу и звучанию - божественный свет, святость. Отсюда, кстати, и происходит прибалтийское имя Витас.

Наши предки на Балтике воевали с немцами и подчас с поляками, но они не ожидали удара со стороны датчан. Вальдемар предал не только веру своих предков, он попросту обокрал святилища, доказав, что для него единственная святость - золото, которое он вынужден был разделить со своим родичем, немецким герцогом Генрихом Львом. Деньги были исправно выплачены за помощь в борьбе против ругов, то есть русичей, которые вслед за Вальдемаром прибыли в Данию и, мстя за поругание святынь, нанесли удар данам. Тем не менее, немцам был открыт путь на Восток: если пали главные святыни славян - храм Святовита и русов - храм Ругевита, то что уж говорить о символах веры западнославянских племен: они гибли в огне один за другим. В 1157 году пал Бранный бор, превратившись в Бранденбург. В 1158 году был повержен город-порт Любка - ныне немецкий город Любек. С 1188 года он стал немецким портом, куда приходили корабли и из далекой Руси.

Если вам понравилась эта статья поставьте палец вверх и не забудьте подписаться. Дальше будет еще интереснее.

Если хотите первыми узнавать про все наши обновления, подпишитесь на нас в Вконтакте или Одноклассниках.