Геймификация онлайн-обучения: как внедрить и развивать?

В рубрике «Пятничный EdMarket» книга К. Вербаха, Д. Хантера «Вовлекай и властвуй. Игровое мышление на службе бизнеса». Как с умом применять игровые практики, чтобы привлекать, а не терять клиентов? Давайте разбираться.

Игровые модели в онлайн-курсах стали модной темой. Однако геймификация без понятных целей, внедряемая как дань моде, не принесет результатов и обернется тратами времени и денег.В книге «Вовлекай и властвуй. Игровое мышление на службе бизнеса» (издательство «Манн, Иванов, Фербер») вы найдете советы, как с помощью игровых практик достичь бизнес-показателей и сделать игру частью образовательных стратегий.

Прежде чем внедрять геймификацию в онлайн-курсы, попробуйте, по совету авторов книги, ответить на 5 вопросов:

  • какую проблему вы пытаетесь решить с помощью игры?

Игра один из способов мотивации пользователей, и способ этот, как и многие другие, не универсален. Например, игровые практики вряд ли помогут вам, если ваша проблема нехватка квалифицированных кадров или слишком высокие цены на ваши товары.

Зато с помощью игры вы можете настроить работу в команде, повысить мотивацию выполнять повседневные рутинные задачи, сформировать навык.

Подумайте над тем, какого целевого действия вы хотите добиться с помощью игры. Ваша задача мотивировать решать довольно однообразные задачи? Или проводить на обучающем портале как минимум 30 минут ежедневно?

  • кто будет участвовать в игре? Опишите слушателей ваших онлайн-курсов, чтобы выбрать те игровые механики, которые их заинтересуют, а не отпугнут. Не ограничивайтесь общим описанием «мужчины 30-35 лет, карьеристы, семейные». Продумайте аватары пользователей, и чем конкретнее они будут, тем лучше.
  • достаточно ли интересна игровая деятельность?

Монотонные действия в игре или скучные упражнения, не дающие зримого результата, быстро наскучат пользователям. Что будет служить мотивацией, кроме банального набора баллов? Продумайте игру в несколько этапов и с разным набором целевых действий, чтобы повысить интерес участников обучения.

  • можно ли смоделировать желаемое поведение при помощи набора алгоритмов?

Проследите, чтобы правила игры были известны и понятны пользователям. В системе должна быть прописана «ценность» (например, в баллах или очках) каждого действия игрока.

  • будет ли игра конфликтовать с другими способами мотивации?

Например, с большой осторожностью следует относиться к рейтингам в игре. Многие участники, увидев, какое низкое место они занимают в таблице, могут выйти из игры или потерять к ней интерес. Также не слишком хорошо будет работать онлайн-курс, в котором игровые цели будут ставиться выше целей обучения. Помните, что игра должна быть вишенкой на торте вашего образовательного проекта, но не его основным содержанием. Ваша задача в первую очередь научить, а не развлечь.

7 шагов к удачной геймификации

Хорошая игра решает несколько потребностей игроков:

  • потребность в автономии (я сам выбираю, играть или нет, я выбираю, во что играть и как достигать успеха)
  • потребность в компетентности (я разобрался и справился. Я победитель!)
  • потребность в признании (я могу поделиться результатом с друзьями и другими пользователями).

Давайте посмотрим, как должна быть устроена игра в онлайн-образовании, чтобы решать все эти потребности слушателей онлайн-курса:

  • предлагайте пользователям несколько разноформатных игр и давайте выбор, принимать участие в игре или нет
  • не увлекайтесь игровыми механиками, которые способствуют конкуренции между игроками. Далеко не всем это нравится: некоторые не захотят играть в такие игры из страха проиграть. Лучше предусмотреть разные виды взаимодействия «игрок против игрока», «игрок против системы», «команда против системы»
  • предусмотрите возможность делиться результатами и достижениями как в игровой системе, так и за ее пределами (например, в соцсетях)
  • придумайте, каким будет награждение пользователей, выполнивших то или иное задание. Это могут быть материальные награждения (скидка у партнеров или дисконт на ваши платные продукты, подарки), так и нематериальные (справившись с тестом, игрок может получить доступ к библиотеке, фильмам, новый статус и вместе с ним новые возможности в игровой системе).
  • пропишите понятные правила, чтобы пользователь знал, какие его действия награждаются баллами, очками или чем-то еще. При этом продумайте несколько промежуточных точек, достигнув которых, пользователь получит неожиданное для себя вознаграждение. Это может быть небольшой плюс к общему счету баллов, мотивационное письмо, электронная книга в подарок. По мнению авторов книги, такие неожиданные «подарки судьбы» вызывают гораздо больше эмоций, чем ожидаемая награда.
  • не используйте внешние мотиваторы там, где можно задействовать мотиваторы внутренние. Так, человек может играть, чтобы получить приз, и тогда через какое-то время игра становится механическим действием и перестает приносить удовольствие. Совсем другое дело, если у игрока есть внутренняя мотивация: например, он играет, чтобы стать лучшим среди коллег, приобрести навык, решить личную задачу или видит, что его игровые действия приносят пользу команде или миру в целом (такие техники используют природоохранные компании, обучая пользователей сайтов раздельному сбору мусора и другим принципам экологичного поведения).
  • давайте игрокам быструю обратную связь как на правильные, так и на неверные действия.

Игровые элементы в онлайн-обучении

  • Очки. Или баллы, которые зарабатывает игрок, выполняя действия. Они могут показывать прогресс в игре, место в общем рейтинге. Однако увлекаться ими не стоит: очки однообразны, абстрактны, и набор баллов может мотивировать пользователей только до определенного предела
  • Бейджи. Более содержательная версия очков. Бейджем может стать новое звание (например, «мастер игры»), звездочка (полученная за выполнение квеста). Преимущества бейджа в том, что он становится знаком статуса, репутации в игровом мире. Они могут играть особую роль в корпоративной среде и быть знаком для работодателя, что сотрудник достиг особых успехов в обучении.
  • Рейтинги. С одной стороны, становятся частью обучающей среды и будят здоровую конкуренцию, с другой, могут снижать мотивацию играть, если участник понимает, что первое место недостижимо. Лучше работают рейтинги, которые учитывают несколько показателей.

Разумеется, это не единственные элементы, из которых будет состоять ваша игра. Скорее, это отправная точка для движения к осмысленной геймификации.

Игровые механики: пазлы геймификации

Из чего будут состоять игровые практики на вашем портале? Вот несколько возможностей:

  • игровые задания (тесты, квесты, упражнения, загадки). Задания должны быть достаточно (но не слишком) сложными, чтобы, добившись успеха, игрок чувствовал удовлетворение
  • шансы (элементы случайности в игровом пространстве)
  • соревнования (в ходе которых один игрок или команда выигрывают, а другой игрок или команда проигрывают)
  • сотрудничество (возможность объединить усилия, чтобы достичь результата)
  • ресурсы (очки, бейджи, артефакты, которые игрок стремится получить)
  • сделки (возможность обмена или купли/продажи между игроками или игроком и системой)
  • обратная связь (информация об успехах игроков).

Не обязательно использовать весь набор возможностей, чтобы создать успешную игровую систему. И на любом этапе внедрения игровых практик в обучающую систему помните, что ваша задача прежде всего научить. Нет ничего плохого в развлечении и игре, но она не должна становиться основной целью.