Обществознание интересно своей живостью, а история – монументальностью

Григорий Камчатнов, учитель обществознания и истории, рассказал, что современные дети ищут в педагогах, зачем на уроках обсуждать спортивные события и почему выпускники чаще всего выбирают ЕГЭ по обществознанию.

Окончив с отличием исторический факультет МПГУ, Григорий поступил в аспирантуру. Но молодой ученый выбрал работу в школе, продолжив семейную династию учителей: отец, мать и сестра Григория – вузовские преподаватели, бабушка – директор школы.

— Насколько необходим детям такой предмет, как обществознание. Что он дает?

— По сути, это предмет, который вводит ребенка в курс основных социальных наук: экономику, политику, психологию, право, социологию и, отчасти, в философию. Он формирует представление о процессах, которые происходят в обществе. Изучая теорию, школьники спрашивают: а как это проявляется на практике?

Обществознание связано с формированием понятийного мышления. Те вещи, которые ребенок понимает на уровне обыденного сознания — сведения, доносящиеся до него из телевизора, от родителей и сверстников — с помощью обществознания могут оформиться в научное понимание этих процессов. Они начнут осознавать, как точно в науке описывается то или иное явление, с какой стороны можно посмотреть на то или иное понятие. Например, когда мы изучаем «человека», он раскрывается для нас с биологической, социальной, психологической и с философской точек зрения. Формирование понятийного мышления является задачей образования в целом.

— То есть, в каком-то смысле, с помощью «обществознания» подросток начинает понимать, чем занимаются общественные науки?

Конечно! Этот предмет помогает в профориентации школьников. Даже на уровне седьмого класса, когда в курсе обществознания появляются экономические вопросы, ребенок либо поймет, что экономистом он не будет, поскольку очень много математики, сложных терминов, либо наоборот, заинтересуется предметом: там же сложно, интересно и связано с математикой. В нашей гимназии «экономика» существует и как отдельный, и как дополнительный предмет.

Или скажем, социология. Дети знакомятся с ней, выполняя самые разные социологические проекты в шестом-седьмом классах. А потом, в десятом, могут написать курсовую работу.

— Что такое «курсовая работа» в рамках школы?

— Это условное название научной работы для десятиклассников. Такая форма исследования появилась в гимназии три года назад. Ребята пытаются создать прообраз своей будущей курсовой, которую они потом будут писать в университете. Важно получить навык такого труда, начиная с оформления, заканчивая использованием научных методов. Они выбирают интересующие их темы среди всех предметов: от естественных, технических до гуманитарных наук. Например, это «Цифровизация России – плюсы и минусы», «Биткоин как социальный феномен». Или «Решение вопросов Фан-ID в России», когда ученик брал интервью у ведущих спортивных журналистов, ветеранов футбола и прямо на стадионе у болельщиков.

— Насколько проблемы «обществознания» связаны с тем, что происходит в реальной жизни?

— В отличие от истории, актуальность обществознания напрямую связана с тем, что происходит в сегодняшней жизни. Если мы на уроке говорим о политике, то это выборы в Украине. Если рассуждаем о социальных группах и субкультурах, то о тех, которые есть сейчас в обществе. Этот предмет всегда актуален. Он про жизнь.

— Были времена, когда школьники политикой вообще не интересовались. Как сейчас?

— Все индивидуально: кто-то интересуется политикой в большей степени, кто-то в меньшей. В 2018 году после допинг-скандала, когда наши олимпийцы были лишены возможности поехать на олимпиаду под флагом России, мы провели дискуссию старшеклассников по этому поводу, задавали вопрос, стоило ехать или нет. Так вот, кто-то об этом факте знал, а для кого-то это оказалось новостью. Такая ситуация была всегда и во все времена.

— Вы учите ребят выражать свою точку зрения? У вас проходят дискуссии?

— Мне всегда хочется, чтобы ребенок имел свое мнение по тому или иному поводу. У нас есть уроки, на которых проходят мини-выступления на 3-5 минут по какому-то вопросу или о каком-то историческом деятеле. Для меня главное, чтобы подросток нашел то, что ему интересней в этой теме, и разобрался в этом глубже. Если это “история”, в биографии своего героя он находит тот момент, который позволяет оценить эту личность позитивно или негативно. В «обществознании», когда мы изучаем термины, понятия, мы не можем обойтись без примеров. И ребенок ищет свой пример, выражающий его личное отношение.

— Вы работаете учителем уже десять лет. Чем современное образование отличается от того, каким оно было десятилетие назад?

— Сейчас на детей обрушивается огромный поток информации, их внимание отвлекают часто противоположные вещи, им очень сложно разобраться в этом потоке. Учитель перестал быть единственным источником информации, как в советские годы. Этот поток чаще всего никак не связан с образовательным процессом. Для ребенка урок актуален шесть часов, а потом, как в ленте любой соцсети, уходит на периферию. Домашнее задание, которое он делал неделю назад, уже в хвосте ленты информационного потока, и в голове не задерживается. В силу возраста у ребенка не развито критическое мышление, умение различать добро и зло, находить достоверные источники информации.

— А как находить достоверные источники?

— Я стараюсь ученикам объяснять, как отличать достоверные источники от недостоверных. Говорю: вы всегда должны использовать только ту информацию, которая подписана. Или ту, где указаны выходные данные. Прошу их сделать пометку, когда информация была активна. Ведь на следующий день сайт, на котором он почерпнул информацию, может исчезнуть.

— Последние годы «обществознание» на первом месте по популярности среди ЕГЭ по выбору. Чем это можно объяснить?

— Во-первых, этот предмет требуют большинство гуманитарных факультетов. Дело в том, что во многих из них, в период введения ЕГЭ, сочинение заменили обществознанием. А во-вторых, сбивает с толку кажущаяся простота предмета: «там про общество» и «по-русски». Но мы же должны перейти от обыденного понимания к научному и изложить это в красивом тексте, что на порядок сложнее.

— Вы преподаете в Павловской гимназии и историю, и обществознание. Что вам интересней?

— Нельзя сказать, что интересней. Ведь история занимается прошлым, а обществознание – настоящим. История делает выводы из процессов, которые уже произошли, а обществознание наблюдает за тем, что происходит сейчас. В западной традиции изучение истории заканчивается за пятьдесят лет до текущего момента. А эти пятьдесят актуальных лет считаются сферой политологии. Еще живы непосредственные участники тех или иных событий, и мы не можем их оценивать, нет достаточного количества достоверных источников информации. Обществознание интересно своей живостью, а история – монументальностью.

— Как убедить школьника участвовать в олимпиадах? Нужно ли специально готовить к ним детей?

— Учителю важно уже в классе седьмом-восьмом разглядеть в ученике человека, обладающего широтой взглядов и неким социальным опытом, умеющего наблюдать за жизнью. А дальше, заинтересовывая его в предмете, стимулируя амбиции, начинать готовить к олимпиадам. У нас есть кружки подготовки к олимпиадам, мы учим ребят писать тексты. Такой ребенок должен гораздо больше читать, чем его сверстники. А, если это «история», то обладать блестящей памятью.

В этом году в 9-11 классах, у нас есть призеры и победители регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию. Чуть-чуть не хватило баллов, чтобы выйти в финал.

— Что вам как учителю дает Павловская гимназия?

— Здесь потрясающий коллектив, который всегда находится в поиске. Это важно: профессия педагога не может быть застывшей. Один метод, один прием на этом классе срабатывает, а на другом – нет. Или еще бывает: на прошлой неделе в этом классе урок получился, а на этой нет. Значит, надо искать дальше.

Самое ценное для учителя — уровень социального доверия к нему. Когда доверяют профессионализму педагога, его поиску. В Павловской гимназии мне очень повезло. Такое доверие существует и со стороны руководства, и со стороны коллектива. Я знаю, что у меня есть возможность поиска, проб и ошибок.

— Успеваете ли вы читать, ходить в театр, в кино?

— Конечно, я читаю и художественную литературу, и научную. Недавно перечитывал «Ярмарку тщеславия» Теккерея, «Войну и мир». А в кино давно не был: у меня двое маленьких детей.

— К чему должен быть готов будущий учитель обществознания?

— Молодой учитель должен быть готов к серьезной, часто тяжелой работе и к огромному числу детских вопросов. Моих учеников интересовало, кто победит в Украине, за кого я голосовал на выборах, что я думаю о Навальном. Им интересно мнение учителя как альтернативного взрослого в их жизни. И как показывает практика, почти всегда разговор на актуальные темы важнее зубрежки.

Рекомендуем

7 советов, как поддерживать в ребенке желание учиться
Воспитывать надо себя, а дети подтянутся
Как сильные школы выбирают учителей