5 способов определить контрперенос (+ вопросы, помогающие разобраться в нем) | Психолог тоже человек | Яндекс Дзен
1502 subscribers

5 способов определить контрперенос (+ вопросы, помогающие разобраться в нем)

1,6k full reads
2,2k story viewsUnique page visitors
1,6k read the story to the endThat's 70% of the total page views
1,5 minute — average reading time

5 способов определить контрперенос (+ вопросы, помогающие разобраться в нем)

Контрперенос – это то, как в психотерапии ощущается перенос клиента на психолога. Правильно определив контрперенос, мы понимаем, что происходит в терапии, какой паттерн разыгрывает клиент и куда двигаться дальше. Но как поймать за хвост собственный трансфер?

Я предпочитаю интерпретировать как контрперенос все, что происходит на сеансе: фантазии, чувства, ощущения в теле и т. д. Но есть 5 способов поймать важные ощущения во время сеанса. Итак, вы можете определить контрперенос по тому, что:

1. Ведете себя необычно.

Вы обычно спокойны, но с этим клиентом эмоции рвутся наружу. Страх, желание заботиться, удивление. Вы ярко жестикулируете, хотя обычно так не делаете. Или наоборот: вы очень эмоциональны, но не с этим клиентом.

Вопрос, который можно задать себе: «Чьи это чувства?»

2. Не держите сеттинг.

Бывает, что для клиента будто нет места в расписании. Его постоянно приходится переносить. Думать, где выкроить часик.

Вы опаздываете на сессии или наоборот, постоянно задерживаете клиента.

Вопрос, который можно задать себе: «Чего мы избегаем на сессиях? От чего прячемся?»

3. Испытываете яркие телесные ощущения.

Которые начинаются незадолго до сеанса или на сеансе и проходят, когда сеанс заканчивается.

Вопрос, который можно задать себе: «Что происходит с чувствами клиента при таких психосоматических симптомах?»

4. Испытываете необычные проблемы.

Забываете о том, что происходило на прошлых сеансах. Пропускаете важные маркеры ментальных расстройств. Не приносите кейс на супервизию, хотя головой понимаете, что надо бы.

Вопрос, который можно задать себе: «Как эти проблемы отражают проблемы клиента?»

5. Не считаете клиента клиентом.

Вам кажется, что клиент «залетный», он скоро уйдет, у вас не серьезная долгосрочная терапия, а просто консультирование. Но если посмотреть в ежедневник, то клиент ходит уже несколько месяцев.

Вопрос, который можно задать себе: «Как мои ощущения связаны с самовосприятием клиента?»

А как вы «ловите» контрперенос? Делитесь в комментариях.