Россия с борта теплохода. Часть 3. Беломорско-Балтийский Канал. Повенчанская лестница

20 December 2018

Источник: serzh-zaguman.livejournal.com

Порою теплоходы ходят туда, куда не ходят даже поезда, в места столь отдалённые, где бывает редкий обыватель, в этом фотопроекте я раскрываю для Вас живописные виды России с водных артерий нашей страны. Как правило  все наши водные артерии зарегулированы человеком, а это повод, удобно устроившись в кресле,  поговорить и об истории их создания.

В сегодняшней части речь пойдёт об уникальном гидротехническом сооружении-Беломорско-Балтийском канале-самом неизвестном из самых известных, так что устраивайтесь поудобнее, начинаем шлюзоваться!

Путь трассы канала был известен издавна, по нему паломники ходили к святыням Соловецкого монастыря, в географическом описании "Книга Большому чертежу" Беломорский путь уже был прописан детально в километрах. Но то был просто паломнический путь, идея же использования этого пути для корабельных нужд принадлежит, разумеется нашему Великому императору Петру I, именно Пётр I прорубил просеку, по которой осуществлялся волок военных кораблей из Белого моря в Онежское озеро.

2. Онежское озеро. Отсюда начинается Беломорско-Балтийский канал

Но на волок каждого судна уходило аж по 10 дней. В дальнейшем появились и  идеи прорытия канала, причём от частных лиц. Предложения поступали от Пудожского купца Бакинина и одновременно от Петрозаводских купцов и директора олонецкого завода англичанина Армстронга. Предложение заинтересовало правительство и сюда на изысыкания был направлен генерал Франц де Волан-строитель Мариинской системы. Но Франц де Волан забраковал идею, объясняя это большим количеством скал и порогов. Так идеи возникали на протяжении всего 19 века, но всегда отклонялось правительством из-за дороговизны.

3. Шлюз №1. Башню шлюза украшает награда-орден трудового красного знамени.

К реальному делу вернулись лишь в период страны Советов в 1931 году было решено вернутся к забытой теме. Главной причиной почему канал не был построен в царские времена-дороговизна, в стране Советов же дороговизны не было, был бесплатный труд заключённых и "врагов народа". Первая база заключённых была создана на базе Соловецких островов в бывшем монастыре, получившем название СЛОН-Соловецкий Лагерь Особого Назначения, численностью 100 000-Беломорско-Балтийский Лагерь. В лагеря тогда отправляли без разбора- хорошо трудился в поле, мозолями нажил состояние-кулак-в лагерь! Вырвалось словцо против нового политстроя-в лагерь!

Строительство канала началось в конце 1931, хотя проект был согласован только в 1932. За основу были взяты разработки императорских изысканий.

4. Шлюз 2-х камерный. Открываются ворота 2-ой камеры для перехода теплохода.

Панамский канал протяжённостью 80 км строился 28 лет, для постройки Беломорско-Балтийского Сталин дал 20 месяцев с мизерным финансирование проекта. Канал должны был быть построен преимущественно ручным трудом заключённых. Численность работающих на канале достигала 126 000 человек, но это были не одни и те же люди. Высокая смертность приводила к тому, что одни умирали и на их место присылали других. По разным данным при строительстве канала погибло от 50 000 до  200 000 человек, канал Великой скорби...

5. Вид на Онежское озеро со 2-ой камеры 1 шлюза.

Строительству придали военизированную форму и заключённых называли каналоармейцами, по аналогии с красноармейцами,  отсюда и пошло слово "зек", от сокращения з/к-заключённый каналоармеец.

6. Водораздельный бьеф между 1 и 2 шлюзом.

В кратчайшие сроки было построено около 100 сложных инженерных сооружений, кроме непосредственного сооружения канала изменялась, строилась и переносилась инфраструктура. Было переложено 2 500 железнодорожных путей, была перенесена мурманская магистраль, мешавшая земляным работам.

7. Шлюз №2. Вид в сторону Онежского озера и 1 шлюз

Шлюз №2 Беломорско-Балтийского канала интересен своим разводным мостом, по которому проходит федеральная трасса А119 Вологда-Медвежьегорск. Когда теплоходу нужно выйти или войти в шлюз, движение по федеральной трассе останавливается и мост отводится в сторону.

8. Теплоходы в этих краях редкость, а поперёк дороги тем более! Это собирает возле шлагбаумов большое количество водителей, застрявших на шлюзовом переезде. Все с удивлением смотрят, фотографируют и в тайне завидует тем, кто на борту теплохода:)

9. Движение по мосту 2-х стороннее, но ширины полос недостаточно, чтобы разойтись большегрузам со встречным транспортом, поэтому полоса за большгрузами обычно пережидает встречный поток.

10. Основной материал строительства был тот, что под ногами: дерево, камень, грунт, торф. В 2004 году, у 2 шлюза, в посёлке Повенец был построен Николаевский храм в память о павших строителях канала, в том месте, где начиналась "Осударева дорога". Архитектура храма крайне необычна, как и шлюзы он построен из дерева, камня и бетона...

Всего на канале протяжённостью 227 км было обустроено 19 шлюзов. 7 на южном, Балтийском склоне и 12 на северном-Беломорском.
На южном, Балтийском склоне протяжённостью 10 км расположено 7 шлюзов с 13 камерами, так называемая Повенчанская лестница, обеспечивающая подъём или спуск кораблей на высоту 70 метров. Расстояние между шлюзами около 1 км.

11. Шлюз №3. 2 камера. Вид в сторону Онежского озера.

12. Места здесь глухие и дикие, теплоходы на Беломорско-Балтийском канале бываю настолько редко, что чайки обустраивают гнёзда прямо на  стенках шлюза.

Своё начало канал берёт в посёлке Повенец Медвежьегорского района Карелии, в 1931-1933 гг был центром  строительства канала. Шлюзы 1 и 2 находятся непосредственно в посёлке, остальные уже выше.

13. Шлюз №4

14. Башни управления шлюза №4. Вы определённо заметили,что архитектура башен шлюза уже другая-это реконструкция последних лет.

В мае 1933 нарком Генрих Ягода рапортует Сталину о готовности канала и в июле  Сталин, Ворошилов и Киров совершают прогулку на катере по новому рукотворному пути. Но Сталин не впечатлён, канал в котором полегли 200 000 человек получился мелким  и не пригодным для прохода военных кораблей. С досады он махает рукой и возвращается в светлые кабинеты кремля.

15. Вид со 2 камеры 4 шлюза в сторону Онежского озера. Наш теплоход всё выше и выше!

В годы Великой Отечественной Войны Повенец-это место ожесточённых боёв. Повенец и шлюзовую лестницу активно бомбили, но несмотря на трудности  и повреждения канал проводил тысячи шлюзований. Но в 1941 году во время отступления нашими войсками, были взорваны все 7 шлюзов, чтобы они не достались врагу.

17. Шлюз №5

После войны шлюзовую лестницу восстановили и грузопоток между Белым и Балтийским морями начинает расти, постепенно выходя на довоенный уровень, который в 1940 году составлял 25 522 шлюзования за навигацию.

18. Теплоход переходит из 1 камеры во 2-ю.

На шлюзование теплохода в 1 камере в графике закладывается 15 минут. Если шлюз-2-х камерный -30 минут. По факту этого времени не хватает, шлюзование идёт 18-20 минут на камеру, ко времени прохождения шлюзовой лестницы опоздание достигает уже час-полтора. 5 шлюзов теплоход проходит за 3 часа, всю Повенчанскую лестницу (7 шлюзов) - 4,5 часа. Несмотря на наличие графика все теплоходы пропускаются по фактическому прибытию, даже раньше расписания. Как правило командный экипаж старается на озёрах выйти в графике вперёд, так как потеря времени неизбежна.

19. Теплоход покидает 5 шлюз. На левом берегу виднеется причал Повенец, это одно из двух мест на канале куда может пришвартоваться теплоход.

В последние годы Беломорско-Балтийский канал становится популярным туристическим маршрутом как и Соловецкие острова. Спросом это направление пользуется преимущественно у наших соотечественников.

20. Хотя однажды встретилась и зарубежная яхта, вот правда флаг страны, уж извините, забыл.

21. К тому моменту, когда теплоход пришвартуется на зелёную стоянку бетонная площадка уже наполняется местными жителями промышляющими торговлей. Причал находится в 4 км от Повенца, где ближайший магазин. А здесь кроме бетонной площадки и карельского леса с клещами ничего нет...

22. Местные жители везут онежскую рыбу, грибы, ягоды, разносольные засолки, мёд, и продукты из магазина: снеки, напитки, алкашку. Импровизированными прилавками часто становятся капоты автомобилей. Перед швартовкой они выстраиваются в 2 ряда, но как правило не угадывают, где именно подадут трап. После того как закрепляют швартовы, оба ряда машин начинают дружно перемещать свой импровизированный торговый коридор, до подачи трапа багажники уже открыты, а столы накрыты.

Так как круизные теплоходы здесь бывают редко, информацию о прибытии сливают торговцам работники ББК. Живёт в Повенце менее 1500-2000 жителей, все друг друга знают.

Ну а пока одни туристы штурмуют прилавки, а другие ловят клещей в лесу, мы случайно набредём на лагерь Беломорстроя, и продолжим открывать малоизвестный Беломорско-Балтийский канал, но это уже в следующей части;-)