Как регулировать давление в расширительном баке газового котла

Расширительный бак является неотъемлемым элементом отопительной системы. Он играет важную роль в компенсации теплового расширения теплоносителя и нормализации напора в системе. Поэтому нужно контролировать давление в расширительном бачке газового котла.

Принцип работы расширительного бака

Для организации эффективного отопления требуется, чтобы система была заполнена теплоносителем. При нагреве жидкости до высокой температуры ее объем увеличивается, и ее излишки сбрасываются в расширительный бак. В разных отопительных системах требования, предъявляемые к нему, отличаются. Например, при естественном движении теплоносителя в качестве расширительного бачка достаточно установить металлическую емкость нужного размера.

В систему с принудительной циркуляцией включают герметичный бак заводского изготовления. Он представляет собой емкость, разделенную на две части эластичной мембраной. Она изготавливается из специальной резины, которая должна быть достаточно прочной. Одна часть бака заполнена воздухом или водой, другая предназначена для попадания излишек жидкости.

Обратите внимание! Если в отопительную систему не включен расширительный бак, то при нагревании вода увеличится и может просто разорвать трубопровод или котел.

Расширительные емкости отличаются по объему. При выборе данного элемента следует ориентироваться на то, что бачок должен принять не меньше 10% от массы теплоносителя. Желательно покупать емкость с небольшим запасом.

Какие задачи выполняет расширительный бак?

Расширительный бак в закрытой системе отопления выполняет две важные функции:

  • Компенсирует тепловое расширение теплоносителя. При увеличении температуры на каждые 100°C объем воды увеличивается на 4,5%. Давление жидкости в системе возрастает и давит на стенки труб и радиаторов. Если газовый котел не оборудован расширительным баком или одной емкости недостаточно, то данный элемент устанавливают на «обратку» устройства.
  • Смягчает гидроудары в отопительной системе, которые могут появиться из-за скопившихся воздушных масс или перекрытия арматуры.

Из этого видно, что без расширительного бака отопительная система просто не сможет правильно работать.

Давление в расширительной емкости

На производстве устанавливается определенное давление воздуха в расширительном бачке газового котла. Однако оно может и не подойти для оптимальной работы агрегата. Тогда параметр давления легко перенастроить. Производители предусматривают в корпусе части бака, заполненной воздухом, золотник. Покрутив его, можно отрегулировать давление.

Учтите, что манометр показывает лишь избыток давление. То есть, если использовать понятие абсолютного давления, то к показанию следует прибавить 1 атмосферу (бар).

Начальный показатель в в расширительном бачке устанавливают на 0,2 бар ниже давления в отопительных трубах, равное статическому напору. Его вычисляют как разница между верхней точкой отопления и серединой расширительной емкости.

Если высота отопления 7 м, то статистическое давление будет составлять 0,7 атм из соотношения 10 м = 1 атм.

Если давление в баке превышает оптимальный показатель, например, он составляет 2,8 бара, то при запуске насоса напор изменится, но незначительно. Высокое давление в емкости ухудшает компенсирующие свойства бака – кислород будет выталкивать поступающую жидкость обратно.

Если давление в емкости слишком низкое, то излишки теплоносителя, попав в бак, продавят мембрану и заполнят все пространство. При повышении температуры воды и, соответственно, давления будет срабатывать предохранительный клапан.

Как отрегулировать давление в расширительном баке?

В расширительном баке имеется золотник, вмонтированный в ниппель, предназначенный для накачки либо спуска воздуха. Он находится на стороне, обратной месту подключения теплоносителя. Ниппель емкости очень похож на автомобильный, поэтому можно добавить давление с помощью обычного насоса с манометром для авто. Выполнить это можно следующим образом:

  • выключить агрегат и подождать около 8 минут до полной остановки движения теплоносителя;
  • закрыть запорные краны трубопровода, где находится емкость, и слить воду; у бака, встроенного в котел закрывают подачу и обратку;
  • открыть ниппель и подключить к нему насосный шланг;
  • накачать воздух до 1,5 атм и подождать пока с емкости не выльется вся жидкость, после этого выпустить воздух;
  • перекрыть запорную арматуру и насосом накачать давление до необходимого;
  • снять насос, одеть колпачок на ниппель и закрыть сливной штуцер;
  • открыть перекрывающие краны и набрать воду в систему отопления;
  • проверить правильность давления в баке.

При достижении агрегатом рабочих параметров стрелка манометра не должна прыгать, а набирать показатели плавно.

Манометр автомобильного насоса имеет показатели в МПа, а не в барах. Чтобы сориентироваться, сколько МПа следует набрать, за основу принимают, что 1 Бар=1 атм=0,1 МПа.

Оригинал статьи находиться здесь