Правила пожарной безопасности в учреждении дополнительного образования

Правила пожарной безопасности в учреждении образования служат для предотвращения возникновения в нем чрезвычайных ситуаций техногенного характера, обеспечения четких и слаженных действий персонала и подопечных по борьбе с огнем, организованного выхода в безопасные места и спасения ценного имущества. Для этого осуществляется ряд практических мероприятий, включающих в себя обустройство помещений, установку технических средств и разработку пакета документов. Требования поведения доводятся до сотрудников, проводятся инструктажи и тренировки.

Пожарная безопасность в образовательном учреждении

Деятельность детских заведений имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при разработке их планировки. Несовершеннолетние питомцы не умеют ориентироваться в критических ситуациях, не обладают силой и выносливостью для выполнения первоочередных и последующих действий, совершения быстрых переходов в условиях задымленности, высокой температуры и воздействия открытого пламени.

Архитектурная составляющая предполагает наличие основных и аварийных выходов, внутренних и внешних лестниц, оборудованных глухими перилами с установленной поверху металлической сеткой.

Обеспечение пожарной безопасности в образовательных учреждениях предполагает наличие следующих технических средств:

  • автоматическая сигнализация;
  • дождевальная система тушения огня;
  • вентиляторы для удаления дыма;
  • система светового и звукового оповещения;
  • кнопки подачи сигнала тревоги;
  • светящиеся знаки и табло эвакуации;
  • резервное автономное освещения;
  • ручные приспособления для гашения огня.

При строительстве и ремонте используются устойчивые к возгоранию материалы, не выделяющие дым при нагревании и контакте с пламенем. Для затенения оконных проемов используются металлические жалюзи. Двери изготавливаются из металла или древесины, прошедшей обработку против возгорания.

В детских учреждениях разрабатывается и ведется следующая документация:

Приказы:

  • организационный;
  • об установлении режимов ПБ;
  • о назначении ответственных лиц;
  • о создании добровольной дружины;
  • о проведении занятий и тренировок.

Планы:

  • по проведению мероприятий по обеспечению ПБ;
  • эвакуации при пожаре;
  • тренировок персонала.

Инструкции:

  • о мерах ПБ;
  • о действиях при обнаружении возгорания и задымления;
  • об оказании первой медицинской помощи.

Журналы:

  • вводного инструктажа;
  • инструктажа на рабочем месте;
  • учета средств тушения огня.

Акты:

  • инспекции средств тушения пожара;
  • проверки системы предупреждения;
  • проверки состояния огнезащиты отделки, дверей и чердачных перекрытий.

В дошкольных заведениях должны быть лицензии и договоры с компаниями на установку и обслуживание технических средств.

Организация пожарной безопасности

Правила пожарной безопасности в образовательных учреждениях обязательны для выполнения всеми сотрудниками и подопечными. Доведение основных положений осуществляется во время инструктажей, теоретических и показательных занятий, практических тренировок и учений с использованием имитационных средств. В каждом помещении на видном месте вывешивается инструкция, написанная хорошо видимым шрифтом.

Единые требования к пожарной сигнализации предполагают ее срабатывание при появлении огня, дыма и повышении температуры, в том числе в условиях отключения электричества. Линия выводится на дежурного и диспетчера МЧС. В учреждении дополнительного образования датчики устанавливаются во всех помещениях, независимо от того, находятся там люди временно или постоянно.

При отсутствии гидрантов и центрального водоснабжения в здании, рядом с ним обустраивается резервуар для забора воды техникой МЧС. Использование водоема не по назначению (для прогулок на лодках, купания, выращивание в нем рыбы), разведение на берегу костров и вырубка береговых насаждений запрещены. Уровень воды в резервуаре должен поддерживаться на технологическом уровне. Подъездные пути и пирс следует поддерживать в рабочем состоянии, не заставлять их оборудованием и машинами, своевременно ремонтировать.

Меры пожарной безопасности распространяются не только на здание, но и на прилегающую территорию. Не допускаются организация рядом со строением стихийных свалок, складирование старых парт и кроватей, куч сухой травы и листьев. Эти объекты легко возгораются, а огонь может перекинуться на здание. Мусор должен своевременно вывозиться, а ненужные предметы утилизироваться или храниться в железных сараях с закрытыми на замок воротами.

Подъезд к детскому саду и школе должен быть всегда свободным, чтобы обеспечить маневрирование техники спасателей. Его необходимо регулярно очищать от растений, льда и снеговых заносов. При необходимости устанавливаются знаки о запрещении въезда и стоянки посторонних транспортных средств.

В кабинетах физики, химии и трудового обучения устанавливается мощная вентиляция для удаления горючих испарений и древесной пыли. Столешницы покрываются жестью для предотвращения возгорания при контакте дерева с активными реагентами. Перед проведением урока проводится проверка исправности электрооборудования, розеток, выключателей и кабелей. Уборка расходного материала осуществляется сразу после окончания занятий. Уничтожение отходов производится в соответствии с технологией их хранения и утилизации.

Для проведения опытов и экспериментов в кабинетах хранится количество горючих материалов, необходимое на один день. Остатки и излишки сдаются на склад, где для их хранения есть необходимые условия. Преподаватель обязан предупредить слушателей о потенциальной опасности принадлежностей и реактивов, которые будут использоваться в учебных целях.

Обеспечение пожарной безопасности включает

Данный процесс затрагивает все сферы жизнедеятельности организации. Для поддержания системы безопасности на высоком уровне проводятся плановые и внеплановые мероприятия различной направленности. К ним может быть привлечено ограниченное количество лиц или весь персонал учреждения.

Направления деятельности существуют следующие:

Технического плана:

  • Ежедневная проверка исправности всех устройств и приспособлений. Пожарная сигнализация в детском саду проверяется утром перед приемом подопечных и вечером перед закрытием заведения.
  • Обслуживание и ремонт средств реагирования на чрезвычайную ситуацию. Необходимо регулярно заправлять или менять огнетушители, восполнять запасы воды и песка. Кабельные линии периодически проверяются на предмет целостности металлических жил и изоляционного покрытия.
  • Контроль состояния эвакуационных дверей и лестниц. Их следует очищать от ржавчины, смазывать шарнирные соединения, менять износившиеся детали и узлы.
  • Обустройство здания информационными, предупреждающими, запрещающими знаками, световыми табло и стендами.

Организационного плана:

  • Проведение инструктажей со всеми категориями работников и питомцев. Принятие зачетов о знании правил ПБ с выставлением оценок, влияющих на денежное содержание.
  • Занятия с сотрудниками на тему последовательности действий при возникновении возгорания или задымления неизвестного происхождения. Обучение пользованию всеми имеющимися средствами тушения пожара.
  • Подготовка детей к правильному поведению в условиях чрезвычайной ситуации. Выработка у питомцев автоматической реакции на указания руководителей. Проведение игр, викторин и конкурсов на противопожарную тематику.

Проведение комплекса этих мероприятий помогает достичь следующих целей:

  • уменьшение вероятности возникновения нештатных ситуаций;
  • формирование сознательности питомцев учреждения;
  • создание безопасных условий для работы и учебы;
  • снижение риска травматизма и человеческих жертв.

Важную роль в обеспечении пожарной безопасности отводится плану эвакуации. Данный документ состоит из текстовой и графической части. Схемы изготавливаются в формате 20х30 см для отдельных помещений и 30х40 см для общих мест (залов, коридоров, холлов). Свод схем и пояснительная записка хранятся у дежурного, предъявляются прибывшему по вызову расчету МЧС.