Елена Васильевна Образцова (1939-2015) была великой певицей и совершенно феноменальной личностью. Личностью, которая себя реализует в искусстве. В ней был настоящий романтический порыв, полет, постоянное присутствие искусства внутри себя, от которого человек разворачивается, как солнечная батарея в космосе. Именно о таком человеке мы прочитали десять лет назад, когда известный музыкальный критик Алексей Парин выпустил свою первую книгу об Образцовой. С тем же настроением, восхищением и восторгом, написал он вторую книгу, в которой еще глубже погрузился в великую судьбу.
«Я моложе Елены Васильевны всего на пять лет, поэтому вся ее творческая жизнь прошла у меня на глазах. Я прекрасно помню, как Елена Образцова появилась в Большом театре, как все говорили про ее дебют в роли Марины Мнишек. И мне самому было очень интересно увидеть и понять, что это за новая певица. Я пришел на «Царскую невесту», где она пела Любашу. И, конечно, был потрясен ее голосом, огромным, очень красивым, который сразу запоминался и говорил тебе очень многое, но и удивлен ее некоторой беспомощностью как актрисы. Это был старый спектакль, в который ее вводили помощники режиссера — и ничего особенного с актерской точки зрения там не было. Однако потом ее развитие как «животного сцены» — так однажды ее назвал Франко Дзеффирелли — оказалось просто фантастическим».
Среди всех, кто писал о Елене Васильевне, автор выдвинул на первый план своего изображения огромную самоотдачу и самозабвение актрисы, способность погружаться в самые потаенные резервуары своего таланта – и не только своего! Она обладала каким-то удивительным внутренним зрением по отношению к своим партнерам, заряжая всех, кто находился рядом с ней своей особенной энергетикой. Кажется, что эта отраженная энергия продолжает излучаться и со страниц книги.
Содержание множества личных бесед, записи из личного архива певицы, лучшие интервью для самых известных мировых СМИ дали материал для нового издания, большая часть которого – это первичные публикации. Богатая коллекция фотографий и педагогическое наследие Елены Васильевны, ее живые и оригинальные советы молодым вокалистам делают книгу по-настоящему особенной:
«Нужно соединить ощущение стона на груди с резонатором в носу (маске) и между бровей. Это идеал звучания! Чем ниже спускаемся по тесситуре, тем уже поем по резонатору, тем ближе к зубам под верхнюю губу. Дыхание отпускаем до пола, до пальцев ног…
Помним!!! Всегда натяжение в носу в горизонталь. Нос всегда открыт, ноздри, как у лошадки, натяжение в горизонталь. Натяжение от буквы до диафрагмы в вертикаль. Как говорят итальянцы, voce nella croce, голос на кресте. Не забываем об этом ни на одну секунду! Всегда натяжение, всегда!»
А в остальном – просто факты. Родители, детство, учеба, первые успехи и награды, огромный труд, жажда самосовершенствования, неистребимая любовь к музыке, к ее творцам и исполнителям до самых последних дней, на самой вершине оперного Олимпа.
QR-коды, размещенные в данном издании, позволят прослушать в процессе чтения некоторые фрагменты знаменитых, а также редких записей Елены Васильевны.
Елена Образцова. Любови музыка неразделимы: Беседы с Алексеем Париным. – Москва: Бослен, 2019. – 256 с., ил.
Если Вам понравилась идея и эта статья попрошу Вас поддержать развитие канала "Книжный класс" значком "Большой Палец Вверх" и подпиской на него .
Это имеет большое значение для развития канала на Яндекс.Дзен, мотивации и дальнейших публикаций.
Оставайтесь с нами.