Не будь заносчивым

«Руль крутить не умею, пристегиваюсь неправильно». Как журналист со стажем вождения проходила курсы контраварийной подготовки

С 1 декабря на всех автомобилях должны быть зимние шины. Если водитель вы ответственный и позаботились о смене колес заблаговременно, то без угрызений совести отправляйтесь в путешествие по припорошенным первым снегом дорогам. Штраф вам не грозит. Но имейте в виду: подстерегают другие опасности. С наступлением холодной поры года поверхность дороги становится скользкой. Спровоцировать странное поведение четырехколесного друга может не только ледяной налет на асфальтовом покрытии, но и снежно-водяная кашица, образующаяся после щедрого удобрения реагентами проезжей части. Резко затормозили или, наоборот, не к месту поддали газу — и ваше авто уходит в свободный полет. Страшно?

Одна из столичных компаний предложила водителям со стажем прокачать навыки зимнего вождения — организовала показательную тренировку по контраварийной подготовке. Среди добровольцев оказалась и я. Мой стаж вождения — 4 года. На дороге чувствую себя вполне уверенно. В ДТП замечена не была. Поэтому на автодром, где нас ожидали приглашенные инструкторы Центра контраварийной подготовки, ехала со спокойной душой.

Судья Белорусской автомобильной федерации Дмитрий Перлин
Судья Белорусской автомобильной федерации Дмитрий Перлин

Занятия проходили на полигоне Национальной академии наук. Его используют для испытаний мобильных машин. С утра выпал небольшой снег, чему инструкторы были несказанно рады, мол, созданы самые благоприятные условия для тренировки.

— Мы проводим анкетирование среди наших курсантов: предлагаем до начала занятий самостоятельно оценить по десятибалльной шкале свое водительское мастерство. И большинство выставляет себе любимому 7-9. А после пары экстремальных упражнений подходят со словами: «Все понял — ездить не умею!», — смеется помощник директора центра, судья Белорусской автомобильной федерации Дмитрий Перлин.

Зимой увеличивается количество дорожно-транспортных происшествий: водители во время движения не учитывают погодные условия. И если попадают в аварийную ситуацию (машина уходит в занос), совершенно теряются, не понимая, в какую сторону выкручивать руль и какую педаль — тормоза или газа — жать. Взаимопонимания с автомобилем порой не находят даже опытные водители, что уж говорить о новичках.

— В странах Северной Европы сложные погодные условия — норма жизни. Зимы мягкие, но затяжные. От снежных заносов очищают лишь трассы международного значения. В городах вместо соляной смеси используют гранитную крошку и посыпают ею только перекрестки. Но количество ДТП в разы меньше. С 1989 года всех будущих водителей учат, как вести себя в экстремальных ситуациях, — приводит опыт скандинавских стран Дмитрий Перлин. Предлагает нам отработать навыки экстренного торможения, объезда препятствий, научиться определять безопасную дистанцию движения на скользком покрытии.

У скандинавов подготовка водителей проходит в несколько этапов. Во время первого человек учится держать руль и мало-мальски управлять авто. Затем незрелого гонщика выпускают на дорогу. В течение двух лет он должен быть тише воды, ниже травы: уличат в нарушении ПДД — на пересдачу! Параллельно в это же время молодому водителю следует пройти второй этап — контраварийную подготовку. И только после успешной сдачи экзамена ему выдают постоянное удостоверение.

Упражнение № 1. Управляемый занос

К нашим услугам новенькие, будто только сошедшие с конвейера машины с автоматической коробкой передач. Задача водителя — на скорости 10 км/час проехать небольшой отрезок в форме восьмерки и не уйти в занос. Правда, не все так просто. На задних колесах авто установлен специальный тренажер  дрифт-кар, представляющий собой этакие тележки на четырех колесиках. Они подвешивают в воздухе заднюю ось железного коня, лишая ее сцепления с дорогой.

Инструктор Павел Вашкевич сразу предупреждает: машина в таких условиях будет вести себя непредсказуемо, быстро уходить в занос.

Пристегиваемся — и по газам!

— Стоп! Обратите внимание на ремень безопасности, — умеряет мой пыл Павел.

Он замечает, что многослойная зимняя одежда мешает ремню плотно контактировать с телом водителя. При экстренном торможении он не сработает вовремя.

— Лучше всего ремень заправить под складки одежды, плотнее затянув нижнюю его часть, — советует инструктор.

Только после соблюдения всех мер безопасности трогаюсь с места. Медленно. Машина под контролем, отчего мысленно ликую.

— Увеличиваем скорость, — диктует Павел.

Чуть надавливаю на газ — и меня тут же разворачивает на дороге. Поступаю, как девочка: от неожиданности зажмуриваюсь.

— Типичная ситуация — попали в занос и не понимаете, что делать, — комментирует инструктор. — Главное правило стабилизации переднеприводных авто — поворачивать руль в сторону заноса, слегка надавив на газ. И смотреть на дорогу в ту сторону, куда едем!

Предпринимаю еще несколько попыток проехать злосчастную восьмерку. И каждый раз автомобиль раскручивается, как волчок.

Пассажиру на заднем сиденье, ожидающему своей очереди, чтобы выполнить упражнение, становится слегка не по себе. Мне тоже — из-за того что мои навыки вождения приравниваются к нулю.

Упражнение № 2. Лосиный тест

Инструктор Центра контраварийной подготовки, чемпион Беларуси по ралли Сергей Краюшкин
Инструктор Центра контраварийной подготовки, чемпион Беларуси по ралли Сергей Краюшкин

Представьте ситуацию. Едете по трассе с приличной скоростью, и тут из леса выскакивает 300-килограммовый лось. Лобового столкновения не избежать. На дорогах могут возникать и другие неожиданные препятствия. Задача водителя — совершить экстремальный маневр, объехав барьер, и при этом не уйти в занос. Моим инструктором выступает ­Сергей Краюшкин, призер чемпионатов Республики Беларусь по авторалли.

Участок полигона размечен конусами, которые образуют дорожку в виде змейки.

На маршруте — препятствия, тормозить перед которыми инструктор запретил. Здесь нужно виртуозно сработать рулем, бросив машину сначала вправо, затем влево.

— Только сильно не разгоняйся, — начинает беспокоиться напарник, который должен следом за мной проходить упражнение.

Трогаюсь. На расстоянии трех метров от препятствия резко выворачиваю руль, чтобы его объехать. А вот в обратную сторону повернуть баранку не успеваю — с грохотом вылетаю за пределы змейки, сметая на пути пластиковые конусы.

Инструктор проводит работу над ошибками, указывая на то, что положение рук на руле у меня неверное, да и кручу его уж больно неактивно.

Благо пара попыток — и худо-бедно проезжаю трассу.

Упражнение № 3. Торможение

Инструктор Центра контраварийной подготовки, многократный победитель и призер чемпионатов Республики Беларусь по автокроссу, зимнему треку, летнему треку, авторалли Андрей Погоцкий
Инструктор Центра контраварийной подготовки, многократный победитель и призер чемпионатов Республики Беларусь по автокроссу, зимнему треку, летнему треку, авторалли Андрей Погоцкий

В этом задании проверяют, насколько хорошо водитель оценивает дистанцию. У меня возникла аналогия с игрой в кошки-мышки. Ты двигаешься по полосе, а по другой — компаньон, который следует позади тебя. В любой момент я могу нажать на тормоз, задача соседа — вовремя среагировать и тоже остановиться. Если он завершит движение, поравнявшись со мной, значит, дистанцию выбрал неверную. На дороге это привело бы к столкновению.

В данном упражнении отлично проверяется водительская реакция. Это единственный тест, с которым я более-менее справилась.

— Минимальной дистанцией при движении по дороге принято считать расстояние, которое автомобиль проедет не менее чем за 2 секунды, — подытоживает инструктор.

После пройденных испытаний покидала полигон с  дрожащими коленками. За рулем собственного авто не было ни малейшего желания полихачить. Наоборот, ехала размеренно, не спеша. Навыки экстремального вождения для того и нужны, чтобы водитель, понимая, какие опасности сулит дорога, оценивал обстановку и вел себя дисциплинированно. Важно уметь избегать аварийных ситуаций, а не создавать их.

Автор: Юлия Бурдо