Пур. Мост. Инстаграм

Нынешней осенью с рекой Пур оказались связаны две хорошие новости.

Новая переправа имеет две полосы движения, а также дорожки для пешеходов.

Фактор переправыПур — одна из крупнейших рек ЯНАО. В районе между Коротчаево и посёлком Уренгой ширина русла составляет около 1 000 метров. Для перемещения грузов и людей используется либо понтонная переправа, либо, на момент её закрытия в межсезонье, судно на воздушной подушке. Для напряжённой магистрали «фактор переправы» играет большую роль — от размытого времени ожидания непосредственно на берегу из-за очередей и до невыполнения сроков поставок грузов в случае климатических казусов.

Первая хорошая новость стала известна в начале октября. Наплавная переправа сменилась и преобразилась в техническом отношении — вместо старых «гуляющих» понтонов появились новые. Они шире — теперь здесь не одна полоса движения, а две, плюс есть дорожки для пешеходов. Сами понтоны более надёжные и грузоподъёмные (до 120 тонн), на них смонтированы мачты освещения. В общем, всё стало надёжней, безопасней и быстрей.

Вторую хорошую новость также в начале октября принёс «Инстаграм». Отвечая на вопросы жителей округа в своём официальном аккаунте (@artyukhov_da), губернатор ЯНАО Дмитрий Артюхов сказал:

«…Первый вопрос, и очень важный, поступил от Веры: «Когда же наконец мы начнём строить долгожданный пуровский мост?» Вера, отвечаю вам. Начнём строить уже этой зимой. Для этого нам потребовалось менять даже федеральные законы. Но вся работа сделана. И у нас есть все условия, чтобы начать стройку. Два с половиной года, мы планируем, потребуется строителям, чтобы построить сложный объект. Но я уверен, что у нас всё получится в срок. И в двадцать первом году наконец-то мы соединим наши берега».

Громом среди ясного неба новость не стала — разговоры про новый объект идут не первый месяц, и сам губернатор постоянно говорит о необходимости развития инфраструктуры. Радость у местных жителей, скорее, от того, что события происходят быстро. Не просто так мост назван «долгожданным».

Уже в конце ноября был определён участник концессионного соглашения о финансировании, создании, эксплуатации участка автомобильной дороги общего пользования между микрорайоном Коротчаево и селом Красноселькуп, включая мост через Пур. Им стало ООО «Региональная инфраструктурная компания». Сметная стоимость проекта составляет около 10 млрд рублей. Срок действия концессии — 15 лет.

«Нормы федерального закона о концессионных соглашениях следующим шагом предписывают округу провести заключительную проверку документации, представленной инвестором, а также подтвердить источники финансирования. Окончание всех процедур и подписание соглашения ожидается в декабре текущего года», — говорится в официальном сообщении правительства ЯНАО от 22 ноября.

Планируется, что проезд через новый мост для местных жителей будет бесплатным. Окупить сооружение поможет платный проезд грузовой техники. Тем более что и сегодня три четверти трафика через Пур — это машины грузоподъёмностью более 10 тонн.

Развитие транспортной инфраструктуры в регионе — один из приоритетов нового губернатора ЯНАО, избранного в сентябре 2018 года.

Кроме моста через Пур также на условиях концессии планируется построить мост через Обь в районе Салехарда, который станет частью ещё большего инфраструктурного проекта. Речь идёт о магистрали, связывающей восток и запад ЯНАО — Северный широтный ход (СШХ), автомобильной и железной дороге между двумя частями региона. В 2017 году «Газпром» и РЖД подписали соглашение о совместной реализации проекта создания СШХ.

Кому нужен мост через Пур?Нужен стране: снижать затраты на развитие нефтегазовых проектов в Тазовском и Красноселькупском районах и на севере Красноярского края.

Нужен региону: иметь возможности транзитного транспортного сообщения с востока на запад, повышать инвестиционную привлекательность отдельных территорий, улучшать социальное обеспечение муниципалитетов.

Нужен и «Газпрому»: по «ту» сторону Пура разрабатываются Заполярное и Тазовское месторождения, где продолжается строительство промышленных объектов.

Заполярное нефтегазоконденсатное месторождение разрабатывает «Газпром добыча Ямбург», первый газ с которого был подан в трубопроводную магистраль в 2001 году. Эксплуатация одного из крупнейших месторождений страны требует постоянного транспортного сообщения.

— Конечно, система доставки, хранения грузов и перевозки людей с годами отлажена и «фактор переправы» учитывает, — отмечают на предприятии «Газпром добыча Ямбург». — Например, весь персонал — несколько тысяч человек — работает вахтовым методом. Однако появление моста с круглогодичным сообщением снимет массу логистических вопросов, позволит гибко планировать и более оперативно осуществлять поставки.

Нужен простым жителям и обычным работникам: чтобы иметь возможность передвигаться быстрее и безопаснее, а также иметь в магазинах свежие и сезонные продукты вне зависимости от «фактора переправы».

На встрече с ПутинымВладимир Путин: Дмитрий Андреевич, добрый день! С чего начнём — с Северного широтного хода?

Дмитрий Артюхов: Владимир Владимирович, хочу поблагодарить вас за поддержку проектов развития в Арктике. У нас произошло долгожданное для всего Ямала событие: правительство утвердило концессию по Северному широтному ходу.

Вы с самого начала этот проект поддерживали, знаете его очень хорошо. И наконец-то мы подошли к тому моменту, когда у нас есть всё для того, чтобы уже опережающе, этой зимой, начать строительство самого сложного, важного элемента — совмещённого моста через реку Обь. Сейчас делаем всё с инвестором для того, чтобы приступить к этому в самое ближайшее время.

Владимир Путин: Железнодорожный и автомобильный?

Дмитрий Артюхов: Да, он совмещённый: железнодорожная часть нужна для экономики, а автомобильная, конечно, имеет большую социальную нагрузку, потому что на двух берегах находятся два города, исторически связанные, и это, конечно, для населения очень долгожданное событие…

По материалам сайта Президента России, 21 августа 2018 года

Николай Рыбалка