Макс Пехштейн – лидер экспрессионистов | EA Culture | Яндекс Дзен
EA Culture
23 subscribers

Макс Пехштейн – лидер экспрессионистов

125 full reads
186 story viewsUnique page visitors
125 read the story to the endThat's 67% of the total page views
1 minute — average reading time

Макс Пехштейн – лидер экспрессионистов

С первых дней 2019 года перейдем к обещанному разговору об экспрессионизме, который ярко заявил о себе в 1910-х годах, а сто лет назад стал уже мощным художественным течением, занявшим лидерские позиции в искусстве модерна.

Макс Пехштейн – лидер экспрессионистов

Экспрессионизм (от лат. expressio – «выражение») – это течение, приверженцы которого ставили целью не столько воспроизведение действительности, сколько выражение эмоционального состояния автора. Лучше всего разделение модернистских течений наблюдать на примере художественного мира Берлина. Поскольку в других крупных центрах немецкой и австрийской культуры, таких, как Мюнхен и Вена, не случилось настолько ясного размежевания, которое в Берлине проявилось даже в организационном разделении художников-модернистов.

Макс Пехштейн – лидер экспрессионистов

В 1892 году комиссия Союза берлинских художников отвергла картины Мунка, после чего Всеобщее германское художественное товарищество решило закрыть выставку этого необычного художника, назвав его полотна «отвратительными, ужасными и безобразными». Группа художников, возмущенных этими решениями, стала самостоятельно организовывать альтернативные выставки, а в 1898 году 65 художников образовали берлинский Сецессион – организацию, задачей которой было систематическое проведение «свободных выставок». Аналогичная организация возникла чуть раньше в Вене, где тон задавал Густав Климт, который, впрочем, из-за разногласий вышел из ее состава в 1905 году, но никакую новую группу создавать не стал, а просто остался центром влияния и притяжения новомодных художников.

Макс Пехштейн – лидер экспрессионистов

В Берлине же в 1910 году дело дошло и до организационного раскола. Когда жюри берлинского Сецессиона отказалось принять на выставку работы 27 художников (а это были в большинстве экспрессионисты), те образовали Новый Сецессион. И его официальным руководителем стал признанный лидер берлинских экспрессионистов Макс Пехштейн.

Макс Пехштейн – лидер экспрессионистов

С его картин мы и начнем знакомство с творчеством ярчайших немецких и австрийских экспрессионистов. И подходящий повод для начала такого разговора – столетие картины «Укротительница львов». В начале 1919-го Германия терпит поражение в Первой мировой войне, а в Берлине художники ведут эстетические дискуссии, непосредственно связанные с политической повесткой, и создают ярчайшие шедевры. Причем ярчайшие и в буквальном смысле тоже, поскольку Пехштейн не жалеет красной, желтой и синей красок.

Макс Пехштейн – лидер экспрессионистов

Хотите понять, какие эмоции испытывали жители Берлина, пять лет назад слушавшие речи о скором европейском господстве, но к началу 1919 года докатившиеся до военного поражения, дефицита угля, дров и продовольствия, инфляции и безработицы? Посмотрите на эту картину, в центре которой – железная леди, подчиняющая своей воле хищников. Зато досужие и явно обеспеченные мужчины на заднем плане волей явно не отличаются и ведут бесполезные разговоры, оставаясь в безопасности за пределами клетки.

Макс Пехштейн – лидер экспрессионистов

Чтобы получить самое общее представление о творчестве Макса Пехштейна и особенностях его художественного стиля, к которому мы обязательно вернемся, посмотрим еще несколько картин того же 1919 года. Обратим внимание на явные диалоги Пехштейна с его любимыми Ван Гогом (ночной «Пейзаж с домами») и Гогеном (например, «Лагуна»). Но дальнейшие сравнения с немецких экспрессионистов с французскими импрессионистами – повод отдельного разговора.

Макс Пехштейн – лидер экспрессионистов

Кстати, Макс Пехштейн прожил до 1955 года и уже в послевоенной ГДР профессорствовал в Высшей школе изобразительного искусства в Берлине.

Иллюстрация 1. Макс Пехштейн. Укротительница львов. 1919. Масло, холст. 112х94 см. Частная коллекция. Источник иллюстрации RevierPassagen

Иллюстрация 2. Макс Пехштейн. Пейзаж с домами. 1919. Масло, холст. 55х65 см. Частная коллекция. Источник иллюстрации The Athenaeum

Иллюстрация 3. Макс Пехштейн. Дюны. 1919. Масло, холст. 81х68 см. Частная коллекция. Источник иллюстрации The Athenaeum

Иллюстрация 4. Макс Пехштейн. Лагуна. 1919. Масло, холст. 81х71 см. Частная коллекция. Источник иллюстрации Secessionline

Иллюстрация 5. Макс Пехштейн. Виолончелист. 1919. Масло, холст. 101х82 см. Частная коллекция. Источник иллюстрации Megabook

Иллюстрация 6. Макс Пехштейн. Весенний цвет. 1919. Масло, холст. 71х81 см. Частная коллекция. Источник иллюстрации The Athenaeum

Иллюстрация 7. Макс Пехштейн. Мальвы. 1919. Масло, холст. 120х90 см. Частная коллекция. Источник иллюстрации The Athenaeum

Иллюстрация 8. Макс Пехштейн. Африканские статуэтки. 1919. Масло, холст. 81х71 см. Частная коллекция. Источник иллюстрации Artslife