Как написать эссе на ЕГЭ по обществознанию

«Прошу Вас выслать последовательность изложения задания 29. Каждый педагог трактует на свой лад. У детей полная каша в головах. Скоро экзамен…» (Из письма в ФИПИ, конец мая 2018 г.)

Задание № 29 ЕГЭ по обществознанию по праву считается одним из самых сложных в блоке данной дисциплины, справедливости ради нужно отметить, что эссе представляет серьезную сложность для учащихся при проверке знаний в рамках любого предмета.

Написание эссе - задание творческое, требующее не шаблонного ответа, однако, не стоит полагать, что эссе - это свободный поток мыслей, наоборот данный формат предполагает опору на теоретический материал, фактическую аргументацию и требует структурированности изложения. Данное задание проверяет широкий комплекс умений, такие как: раскрывать смысл авторского суждения, привлекать изученные теоретические положения общественных наук, самостоятельно формулировать и конкретизировать примерами свои рассуждения, делать выводы.

Я знаю о чем Вы сейчас думаете: "Это все понятно, так как же его всё таки писать?!". Спокойно! Итак по порядку!

1. Темы

Темами мини-сочинения выступают высказывания ученых, деятелей культуры, публицистов, общественных и государственных деятелей, философов прошлого и нашего времени, которые группируются по 5ти тематическим блокам: человек и общество, экономика, социальные отношения, политика и право. Не советую делать упор на какой-то конкретный блок, никогда не знаешь, где может оказаться удачная и понятная именно Вам тема, кроме того, это просто бессмысленно. Внимание ошибка: ежегодно в методических рекомендациях для учителей ФИПИ указывает на одну и ту же ошибку - учащиеся уделяют огромное внимание изучению биографий возможных авторов высказываний и затем излагают их в эссе, но критерии оценивания мини-сочинения этого не требуют. Поэтому.....

2. Внимательно изучаем критерии оценивания

В демонстрационном варианте подробно рассмотрены критерии оценки всех заданий, которые используются экспертами. Демонстрационные варианты можно скачать на сайте ФИПИ в соответствующем разделе. Открываем критерии для задания №29 и внимательно читаем, несколько раз..., это важно, т. к. именно они задают структуру эссе. Не стоит на них зацикливаться или учить наизусть просто поймите, что от Вас требуется. А что же?

3. Определяем структуру сочинения, исходя из критериев

Критерий 1 - необходимо объяснить смысл выбранного высказывания и определить центральную проблему, от которой отталкивается остальное содержание эссе. По объёму данная часть занимает 3-4 предложения, но они весьма важны, т.к. выступают в качестве вступления или вводной части. По статистике 2018 г. 69,5 % учащихся успешно справились с этой задачей, но будьте внимательны, если не верно определите смысл и идею фразы - Вы лишитесь всех баллов за это задание, т.к. далее его проверять эксперты не будут.

Критерий 2 - обозначенную в выражении проблему необходимо разобрать и объяснить с точки зрения теории. Задайтесь вопросом - что я знаю по теме высказывания и по проблеме? что по данной теме было написано в учебных материалах? Далее Вы излагаете суть, различие взглядов и возможные подходы к решению определенной проблемы, которая обозначена в высказывании, т.е. всё то, что мы знаем о предмете эссе в сухой теории, но старайтесь быть точным и не отходить от темы. Представьте, что Ваше мини-сочинение будет читать человек, который ничего об этом не знает и Вы последовательно поясняете ему каждый термин, каждое значение, каждый подход и т.п. В 2018 г. по статистике только у 21,2 % учащихся получилось выполнить это требование хотя бы на минимальный балл.

В конце нужно сформулировать небольшой вывод, который логично закончит теоретический блок и позволит перейти к следующему разделу, ранее не многие учителя и репетиторы советовали прописывать подобный итог, с прошлого года данный элемент эссе оценивается по отдельному Критерию 3 (читайте ниже) и здесь в 2018 г. справились только 19, 6 % экзаменуемых.

Критерий 4 - в подтверждение ранее обоснованной теоретической позиции на тему высказывания приведите конкретные примеры из разных областей общественной жизни. Если совсем упростить Вам нужно провести "живые" аналогии, спросите себя - где я видел подобное? Можно использовать факты истории, ситуации из литературных произведений и кинофильмов, эпизоды Вашей собственной жизни, случаи, о которых Вы могли слышать на занятиях физики, географии, химии и т.п.

Чтобы справиться с этой частью без широкой эрудиции и внимания ко всем дисциплинам не обойтись, но также необходимо выработать навык применения теоретических знаний на практике, когда вы можете не просто дать определение и описать какое-либо социальное явления, но и привести конкретный пример. Поэтому важно провести ревизию "просмотренного", "прочитанного" и "испытанного" и постепенно пополнять свою копилку. .....Лучше начать очень заранее....

Внимание: в процессе подготовки не ставьте себе цель подготовить как можно больше заготовок и выучить их, это бессмысленно, лучше сосредоточьтесь на отработке навыков написания самого эссе, т.к. учитывая возможное количество фраз и тем, сделать это более или менее качественно вряд ли получится. А в ряде случаев ведет к неприятным казусам, например, в этом году двое учащихся, выбрав разные выражения и раскрыв их смысл, в остальном написали одно и то же слово в слово. Берегите своё время!

Дайте знать, если было полезно!

Присоединяйтесь, чтобы не пропустить полезности!

Всем 100 баллов на ЕГЭ и до скорых встреч!