Права саморегулируемых организаций

Среди основных функций СРО имеются две:

- представляет интересы членов СРО в их отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;

- организует профессиональное обучение, аттестацию работников членов СРО или сертификацию произведенных членами СРО товаров (работ, услуг), если иное не установлено федеральными законами.

Они являются правом СРО, которое становится обязанностью после обращения членов.

Некоторые СРО не спросив своих членов с огромным энтузиазмом за средства членов (членские взносы) занимаются всевозможными пиар-акциями по продвижению в политику своих руководителей или членов коллегиального органа, тем самым нецелевым образом используют полученные средства.

Продолжим о правах СРО:

от своего имени оспаривать в установленном законодательством Российской Федерации порядке любые акты, решения и (или) действия (бездействие) органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, нарушающие права и законные интересы СРО, ее члена или членов либо создающие угрозу такого нарушения;

участвовать в обсуждении проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, государственных программ по вопросам, связанным с предметом саморегулирования, а также направлять в форме документов на бумажном носителе или в форме электронных документов (пакета электронных документов), подписанных СРО с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления заключения о результатах проводимых ею независимых экспертиз проектов нормативных правовых актов;

вносить на рассмотрение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления предложения по вопросам формирования и реализации соответственно государственной политики и осуществляемой органами местного самоуправления политики в отношении предмета саморегулирования;

запрашивать в органах государственной власти РФ, органах государственной власти субъектов РФ и органах местного самоуправления информацию и получать от этих органов информацию, необходимую для выполнения СРО возложенных на нее федеральными законами функций, в установленном федеральными законами порядке.

Принятие № 372-ФЗ повлекло нарушение прав членов многих СРО, особенно строительных, члены которых должны были состоять в региональных СРО, хотя не во всех регионах были законопослушные СРО. Строители соответствовали всем требованиям своей СРО, но изменение законодательства России привело к необходимости переходу в новые СРО, тем самым нести дополнительные затраты на уплату, как минимум, вступительного взноса и предоставление заново всех документов.

Увы, но не оказалось такой СРО, которая попыталась что-то изменить в № 372-ФЗ.

В № 315-ФЗ имеется интересная норма, что сро от своего имени и в интересах своих членов вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействующим не соответствующего федеральному закону нормативного правового акта, обязанность соблюдения которого возлагается на членов СРО, в том числе нормативного правового акта, содержащего не допускаемое федеральным законом расширительное толкование его норм в целом или в какой-либо части.

Много ли известно случаев применения данной нормы СРО?

С принятием изменений в Градостроительный кодекс в 2016 году появились документы, существенно меняющие предыдущие правоотношения.

Требования к членам СРО, выполняющим инженерные изыскания, осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, дифференцированные с учетом технической сложности и потенциальной опасности таких объектов, устанавливаются во внутренних документах СРО и не могут быть ниже минимально установленных Правительством РФ.

Постановление Правительства РФ от 11.05.2017 N 559 «Об утверждении минимальных требований к членам саморегулируемой организации, выполняющим инженерные изыскания, осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт особо опасных, технически сложных и уникальных объектов», ввело расширительное толкование норм Градостроительного кодекса в целом или его части, предъявляя минимальные требования к членам СРО.

Однако ни одна СРО не попробовала защитить права своих членов и не обратилась в суд.

Складывается впечатление, что СРО боятся пользоваться указанным правом.