По следам Мимино. Исследуем окрестности Омало.

Путешествие «Страна танцующих огней»_Часть 3

Утром очень не хотелось вылезать из под ватного одеяла, ведь сегодня мы никуда не спешили. Наконец-то, сегодня просто будем неспешно созерцать окружающие красоты, жарить мясо, пить кофе на краю обрыва. Я выскочил на крыльцо и увидел, как густые облака окутали близлежащие склоны.

Мы быстренько собрались, сели в машину и поднялись по извилистому серпантину над селом.

Ку-ку

У Омало — интересное раcположение, село находится на возвышенности и со всех сторон окружено ущельями. На завтрак остановились на полянке рядом с обрывом. Туман быстро растаял, вышло палящее солнце. Место так понравилось, что мы после завтрака остались тут на пару часов. Ради этого и приехали: просто подышать горным воздухом, получить последнюю в этом году порцию теплого высокогорного солнца, поглядеть на заросшие елями горные склоны…

После долгого созерцания красот природы Тушетии, нужно было заставить себя посетить Верхний Омало. В Нижнем Омало мы поселились, а в Верхнем Омало тоже есть гостевые дома и крепость Кесело. Верхнее Омало находится на высоте 2071 метров от уровня моря, то есть чуть ниже, чем село Ушгули в Сванетии, где мы тоже побывали. Кстати, туристическими села Омало и Шенако стали после выхода всем известного фильма "Мимино", ну, и самого известного тушина сыграл Вахтанг Кикабидзе.

Вид из крепости Кесело на Верхний Омало

После возвращения из путешествия, решили посмотреть фильм "Мимино". Ни разу не смотрели его от начала до конца… Шикарный фильм, каждый план — шедевр. А сам фильм сели смотреть, потому что были в тех краях. За 41 год в Омало ничего не изменилось, разве что домов в селе было побольше в те времена… Сидим смотрим, а места все знакомые и ощущения от просмотра другие совершенно. Вот оно село, а вот и крепость! В данный момент крепость Кесело состоит небольшого количества башен, построены они были во времена нашествия монголов на Грузию, для самообороны.

Прогуливаясь по Верхнему Омало мы наткнулись на сооружение, похожие на базилику, а рядом нашли интересную табличку с надписью: "Святое место. Вход запрещен", но не придали этому значения. Разгадку я нашел уже по приезду.
Тушинцы — православные христиане, но не совсем обычные, как оказалось… Так исторически сложилось, что у тущинцев не было православных храмов. Видимо, излишние трудозатраты на постройку церкви не приветствовались. Вместо храма использовались небольшие строения из камня — "ниши" (от грузинского "нишиани", переводится как "знак"). Лично мне оно сразу напомнило жертвенник, тем более, на праздники в этом месте режут барана. Получается, что-то вроде христианства с примесью язычества. Еще один интересный факт — женщинам приближаться к "ниши" запрещено. Вот такое вот специфическое православие у них…

Нишиани

Побродив около крепости, мы вернулись назад к машине и направились в сторону села Дартло. По пути встретились лошади, которых мы решили покормить арбузными корками. Лошади чуть не затоптали жену! Мы и не думали, что им так понравится наше угощение.
А вокруг — тишина… Сюда нужно возить людей для релаксотерапии, лечения от интернет-зависимости и других болезней современного мира.

Медленно вечерело. Дальше дорога причудливо петляла по серпантину, то спускалась в лес, то опять поднималась по холмам. Неоднократно нам встречались зайцы, беркуты и другая живность. В одном месте я увидел еле заметные следы от колес автомобиля, которые вели чуть в сторону от натоптанной грунтовки. Интересно было посмотреть, куда идут эти следы? Получилось заехать не с первого раза, уклон был очень сильный.

Доехав до верха, нам открылся вид на дорогу до Дартло. Очередное потрясающее место для отдыха и пикника.

Вечер, самое время поужинать! Мы поставили машину так, чтобы она защищала нас от пронизывающего ветра. Сами закутались в пледы и сидели на раскладных стульях, попивая горячий кофе. Разглядывали шапки гор вдалеке, пока готовится ужин в нашем чудо-гриле и кипятится чайник. В Дартло уже начинали зажигаться огни, и я ясно понимал, что туда мы уже не успеваем доехать… Теперь есть повод вернуться!

На ужин у нас была настоящая парная говядина, купленная по дороге в деревенской мясной лавке. По нашей просьбе, продавец — старый тушинец порубил нам ее и замочил в минеральной воде. Мне оставалось лишь разложить говядинку на гриле и немного подождать. Нашу идиллию разрушил надвигающийся шторм. Кофе мы допивали уже в машине, а потом вовсе поспешили уехать со стоянки. Поднялся сильный ветер, начал лить дождь. К месту ночлега мы опять приехали в полной темноте, а ливень не сбавлял обороты…

Утром стоял густой туман, видимость нулевая. Стоял жуткий холод (+6 градусов), по сравнению с предыдущим солнечным днем, когда я ходил в футболке. Мы выпили кофе и выдвинулись в обратную дорогу, ведь денек предстоял не из легких. Опять нужно было трястись 7 часов по перевалу…

Проезжали вот такие суровые грузинские поселения. Похожи на наши дачи, только добраться до них не каждому под силу. Крыши домов почти достают до облаков…

Рядом с грунтовкой, которая ведет до Омало, находится достаточно большой водопад. Ради красивого кадра пришлось подъехать ближе по камням :)

Также по пути встречается сторожка рейнджеров. Рядом со сторожкой стоит информационный щит и указание, что тут есть Wi-Fi. Проверять не стали, очень спешили, но верится с трудом.

На обратной дороге, в верхней точке перевала Абано, встретили ребят с Алтая на полноприводном кемпере на базе мерседеса. Мы, по сравнению с ними, дилетанты… "Даже пониженной нет! Как же вы до Омало доехали?", — воскликнул водитель кемпера. "Катаемся на том, что имеем на данный момент", — ответил я. Дальше мы разошлись, они пошли обедать в кунг кемпера, а мы тоже решили немного перекусить и поставили чайник на улице. Дул ледяной ветер, поэтому мне даже стало немного завидно. При таком ветре в кэмпере было намного комфортнее.
Чуть не забыл. В одном месте есть развилка и указатель, что дальше располагаются горячие серные источники. За небольшую плату можно посидеть в горячей воде из источников с видом на горы. Сделано все достаточно прилично: несколько отдельных кабинок, отделанных плиткой и панорамным остеклением. С удовольствием полежали минут 40 и поехали дальше.

Оцените размер кемпера

Спустились с перевала немного уставшие, но довольные. Нужно было немного перевести дыхание перед поездкой в национальный парк Вашловани. Именно это мы и собирались сделать в городе влюбленных Сигнахи.

Подведу итоги. Однозначно Тушетию посетить стоит, если есть такая возможность! Получите море впечатлений и просто отдохнете от суеты, особенно если останетесь в Омало дня на 3. Опять же место не такое популярное, так как нет регулярного транспортного сообщения и дорога через перевал функционирует только 2-3 месяца в году. Поэтому нет толп туристов, что не может не радовать.

Предыдущие части путешествия «Страна танцующих огней»:

Часть 1_Новая дорога к Троицкой церкви в Гергети (Грузия)

Часть 2_Едем в Тушетию на кроссовере по дороге смерти!

Понравилась статья? Тогда подписывайся на мой канал, будет интересно.