Любимые журналы "Крокодил", часть 3. (Как же сейчас нехватает подобных журналов).

Зло высмеивались недобитые враги республики — белоэмигранты и их покровители из лагеря международной реакции, их надежды на реставрацию старых порядков, на перерождение Советской власти. Политическая острота, злободневность, масштабность сатиры «Крокодила» заметно снижаются. Журнал начинает ориентироваться на интеллигентные слои читателей, на служащих, городское мещанство. Темы труда и быта рабочих отходят на второй план. Изменилась тематика журнала, появились другие отделы и рубрики. «Страничка читателя» заменилась «Страничкой читателя — художника — писателя» и «Бытовой страничкой». Возникли рубрики «Партделишки на булавочке», «Скромные официальные документы», «От великого до смешного», «Наш паноптикум», «Литературная ло­ханка», «Мелочи» и т. п.

Говоря о «Крокодиле» (особенно о «Крокодиле» военного времени), совершенно невозможно не говорить о Кукрыниксах. Или, точнее, КуКрыНикСах, потому что каждый слог этого кукующе-рычащего словечка был частью имени художника: «ку» — Николай Куприянов, «кры» — Порфирий Крылов и «никсы» — Николаи Соколов, которому досталось целых два слога.

Этот творческий союз возник в 1922 году, когда познакомились Куприянов и Крылов, бывшие студентами Высших художественно-технических мастерских (или ВХУТЕМАС — это время любило странные сокращения). В учебное заведение, где учились молодое дарования со всей страны, Куприянов приехал из Казани, а Крылов — из Тулы. Свои первые совместные работы в стенгазете ВХУТЕМАСа они подписывали как «Кукры» и «Крыкуп». В 1924 году к ним присоединился прибывший из Рыбинска Соколов (подписывающий свои рисунки как «Никс»), и тандем превратился в трио с уже привычным слуху названием.

Сами они о своей «коллективной личности» говорили так: «Наш коллектив, по правде говоря, состоит из четырех художников: Куприянова, Крылова, Соколова и Кукрыниксы. К последнему мы все трое относимся с большой бережностью и заботой. То, что создано коллективом, не смог бы осилить любой из нас в отдельности».

Вторая мировая война налагает своеобразный отпечаток на облик «Крокодила». Из номера в номер печатаются на его страницах памфлеты, фельетоны, карикатуры, разоблачающие фашистских поджигателей войны и их пособников из лагеря так называемых умиротворителей. Замечательным достижением является его политическая карикатура на международные темы, представленная именами Л. Бродаты, Кукрыниксов, К. Елисеева, Б. Ефимова, Ю. Ганфа и др.

Конечно, Гитлер был великолепной мишенью для карикатуристов. Маленький рост, узкоплечее тело, черный клок челки и клякса усиков под крупным носом были настолько характерны, что даже посредственный художник мог изобразить вождя нацистской Германии вполне узнаваемо, но Кукрыниксам была нужна не просто узнаваемость. Их Гитлер, несомненно похожий на себя, одновременно жалок, маниакален и омерзителен. Политическая карикатура часто бывает физиологична, но Кукрыниксы сумели вывести натуралистичность отвратительного на новую ступень.

После войны журналу в очередной раз пришлось приспосабливаться к новым условиям, цели его «сатирических обстрелов» опять поменялись. Пока главным врагом СССР оставалась фашистская Германия, вся злая энергия «Крокодила» доставалась ей и ее союзникам — Италии, Японии, Румынии, фашистскому режиму Франции (ему перепадало как-то особенно сильно). Вскоре после войны в политический прицел СССР вернулись прежние противники — Англия и США. Внутренние цели тоже поменялись, и в 1948 году «Крокодилу» опять крепко досталось от правительства за устаревшие темы. Перед журналом была поставлена новая задача: «обличать расхитителей общественной собственности, рвачей, бюрократов, проявления чванства, угодничества и пошлости». Ну и «врагов народа», конечно. Вплоть до 1953 года почти половину обложек «Крокодила» украшали враги СССР и мира — потрясающие атомной бомбой, вытирающие руки флагом ООН и прочими способами демонстрирующие свои гнусные намерения. Вторая половина обложек была отведена красивым и счастливым людям Страны Советов и их омерзительным внутренним врагам. Остановили эту вакханалию только смерть Сталина и последовавшее развенчание культа личности.

Постановление Центрального Комитета открывало большие перспективы перед советскими сатириками. За сатирой не только признавалось право на существование — на нее возлагались большие обязанности. Однако всякая сколько-нибудь смелая критика тех пороков, которые сопутствовали культу личности Сталина, сразу же встречалась в штыки, всякая попытка сатирической типизации отрицательных явлений жизни рассматривалась как стремление очернить, опорочить советскую действительность. В условиях культа личности советская сатира фактически была обречена на прозябание, она отстранялась от активного воздействия на жизнь, лишалась своих основных качеств — смелости, принципиальности и остроты в постановке важнейших вопросов общественного развития страны, злободневности и боевой непримиримости к конкретным носителям зла, лишалась права на художественные обобщения, типизацию. 21 сентября 1951 г. принимается новое постановление — «О недостатках журнала «Крокодил» и мерах его улучшения». В этом постановлении вновь отмечалось, что «Крокодил» является малоинтересным журналом, ведется на недостаточно высоком идейном и художественном уровне.

ЦК ВКП(б) утвердил новую редколлегию «Крокодила» в составе Д. Г. Беляева (ответственный редактор), С. А. Швецова, С. А. Васильева, A. Н. Васильева, Д. И. Заславского, В. П. Катаева, Кукрыниксов (М. В. Куприянов, П. Н. Крылов, Н. А. Соколов), С. Д. Нариньяни, B. И. Пророкова, Г. Е. Рыклина, И. А. Рябова.

«На страницах журнала «Крокодил»,— говорилось в нем,— печатается много надуманных, бессодержательных рассказов и стихов, слабых рисунков и карикатур, не имеющих серьезного общественного значения, допускаются ошибки в освещении внутренней жизни страны и международных событий. Нередко в «Крокодиле» единичные отрицательные факты выдаются за общие недостатки работы государственных, профсоюзных и других организаций, что создает у читателей неправильное представление о работе этих организаций».

В 1955-м в «Крокодил» пришел будущий «папа» олимпийского мишки — художник Виктор Чижиков. Уже это говорит о том, насколько смягчился характер зубастого журнала — мягкий стиль рисунков Чижикова, создавшего множество иллюстраций к детской литературе, крайне неудобен для изображения чего-либо агрессивного. Да и вообще «Крокодил» этих лет стал довольно снисходителен ко многому в СССР не запрещенному, но не вполне одобряемому, — к примеру, религии.

В 1969 году в ответ на запуск станции «Союз» вышел номер с небесно-синей обложкой и чрезвычайно растерянным Господом. «Ребятушки, а станционный смотритель вам не требуется?» — жалобно вопрошает Вседержитель, размахивая нимбом, а космонавты мужественно улыбаются ему из иллюминатора. Такой взгляд на Бога был, конечно, комичен, но в целом добродушен.

Резкий перелом в советской сатире вообще, в «Крокодиле» в частности происходит после исторических решений XX съезда КПСС. Решительное осуждение культа личности Сталина и всех его отрицательных порождений расчистило почву для всестороннего развития критики и самокритики. Уже в первые годы после XX съезда «Крокодил» становится острее, боевитее, теснее связанным с читателем. Ведущая роль в расширении и упрочении связей с читателями вновь отводится отделам «Вилы в бок» и «Дорогой Крокодил». Возникают новые и расцветают старые рубрики, строившиеся исключительно на критических материалах читателей («Разрешите побеспокоить», «С подлинным скверно» и др.)- Появляется постоянная рубрика «Пестрая летопись», отражающая впечатления Крокодила от его участившихся поездок по стране для разбора жалоб читателей. Большой и серьезный разговор ведется в «открытых письмах» к работникам союзного и республиканского масштаба, повинным в тех или иных недостатках. Появляются забытые было рубрики — «Рейд Крокодила», «Крокодильская смесь», «Отрывки из ненаписанного», «Из напечатанного» и др. Расширяются связи журнала с сатириками братских республик, стран народной демократии, прогрессивными сатириками зарубежных стран. Много интересного появилось на страницах журнала за последние годы. Редколлегия (редактором с конца 1958 г. стал М. Г. Семенов) возрождает лучшие традиции «Крокодила» 20—30-х годов.

«Крокодил» ведет борьбу за экономию государственных средств. Был выпущен специальный тематический номер «О копейке», заведены постоянные рубрики «Моя копилка», «Выставка расточительства» и др. Много внимания уделяется вопросам быта и морали советских людей (отдел «Быт или не быт?»). Тем же проблемам подчинены и некоторые другие рубрики. Регулярно отражается культурная жизнь (отделы «Таланты и поклонники», «Листая страницы», «Среди муз и граций», рубрика «Литературные пародии» и др.). Под рубрикой «Мои интервью» и «Мой вернисаж» читатель знакомится с творчеством тех или иных замечательных деятелей литературы и искусства современности. Часто выступают в «Крокодиле» сатирики из стран социалистического лагеря, прогрессивные сатирики капиталистических стран. «Крокодил» по праву занимает почетное место ведущего журнала в большой многонациональной семье сатирических изданий нашей страны. Прочными дружескими узами связан он со своими зарубежными товарищами по оружию, делится с ними своим опытом, регулярно знакомит читателей с образцами мировой сатиры и юмора. Постоянная рубрика «Что нового в сатирическом цехе» информирует о новинках сатирической литературы и графики. Массовыми тиражами издаются книжки сатиры и юмора из «Библиотечки «Крокодила»», альбомы, посвященные творчеству крупнейших советских карикатуристов, серии сатирических плакатов на разные темы и т. п.

Свою печальную кончину журнал предсказал еще в голодном 1992 году — на обложке шестого номера над подписью «Приказываю долго жить!» было изображено водное погребение «Крокодила»: красное тело «героя» плыло по Москве-реке в сопровождении венков с ленточками «от транспорта», «от бумкомбината», «от союзпечати». Впрочем, покойник выглядел не вполне мертвым и посматривал одним глазом на собравшуюся на набережной толпу, разворачивающую транспаранты «Поможем!», «Спасем крокодила!» и «Долой министров-монополистов!». Кстати, в это голодное и недоброе время (пожалуй, напоминавшее первые годы существования «Крокодила») в журнале появились карикатуры, которые раньше бы, несомненно, оказались в «Васиной папке», — хлесткие, смелые, злые, наполненные совершенно черным юмором. Пережив суровые 90-е. «Крокодил» популярнейший журнал, в лучшие годы насчитывавший более шести миллионов подписчиков (только вдумайтесь в эту цифру!), — почти незаметно скончался в 2000 году от недостатка финансирования. Правда, вскоре последовали две попытки его реанимировать. «Новый крокодил» выпускался с 2001 -го по 2004-й и с 2005-го по 2008-й, но вернуть себе прежнюю народную любовь и повсеместное признание зубастый журнал так и не сумел. Вот так и закончилась история журнала «Крокодил». Окончательно закрылся в 2008 году. Один из известных художников «Крокодила» Герман Огородников утверждал, что без прежней советской художественной редакции, профессиональной «худколлегии», жанр оказался потерян, а многие художники журнала утратили навыки.

Главные редакторы:

П. П. Белянин. Коллективный дружеский шарж. 1929.
П. П. Белянин. Коллективный дружеский шарж. 1929.
Я сейчас всем говорю, что как только пропал «Крокодил» все наши карикатуристы дисквалифицировались! Абсолютно никто не может ничего сделать! — карикатурист «Крокодила» Герман Огородников даёт интервью художнику Максиму Митрофанову.

Соавтор книжной серии «История глазами Крокодила. ХХ век», современный художник Светлана Дорошева отчасти критически описывала содержание журнала:

Настолько странный, чудовищный материал. Он красив местами, не вопрос, местами очень остроумный, но в массе своей он завораживает чудовищностью. Сейчас уже давно так не изображают, не рисуют и не говорят — настолько открытым текстом, настолько называя вещи своими именами и, в общем, так зверски и жестоко, как это было в «Крокодиле». Поэтому да, это представляет огромный интерес, есть смысл с этим ознакомиться. Местами это вызывает ужас и отвращение, но это сделано несомненно талантливо, ярко и разнообразно. — художник Светлана Дорошева

Аналогичные журналы существовали во всех союзных и шести автономных республиках СССР. Свои сатирические журналы имелись также во всех социалистических странах — «Szpilki» и «Karuzela» в Польше, «Urzica» в Румынии, «Dikobraz» и «Roháč» в Чехословакии, «Jеж» в Югославии и другие. Аналогом «Крокодила» на киноэкране являлся киножурнал «Фитиль». Из западных аналогов журнал близок по подаче информации к французскому еженедельнику «Канар аншене» и британскому изданию «Прайвэт Ай». Постсоветские аналоги (в контексте сатирического подхода к описываемым объектам): проекты «Московская комсомолка» и «the eXile».

Вот такая она история нашего любимого "Крокодила", конечно это всё очень интересно, я работала как уже сказала, получила массу удовольствия от написанных статей, немного поплакала, ужасная рёва стала это просто кошмар, старею наверно, хоть я и была маленькая когда мы выписывали, но всё равно читать то читала всё от корки до корки, и журнал был просто бесподобен, какие тут "Дикабразы", "Карусели" и Прайвэт Ай", да они и рядом ни стояли, единственные журнал тоже такой же интересный "Фитиль" который тоже высмеивал, дебилов, чиновников и прочих тунеядцев, так это был киноальманах, тоже обожаю, великие артисты там играли. Нету, нету сейчас ничего подобного и такого во интересного на злободневные темы, а только вот про артистов как они живут и где отдыхают, инстаграммы всякие, и политика, всё заволокла политика, ну невозможно, башка от них пухнет, сколько можно и всё друг друга ненавидят, мы же принципиально с ней ни связываемся, должны же быть пределы, но похоже что у артистов со своей роскошью, выставляют на показ когда большая часть страны живёт в нищете и это их злит, и не потому что они алкаши и тунеядцы, они трудяги, просто меньше повезло ни все же простите умеют вертеть жопами и ещё кое чем, а что касается политиков, так там вообще меры никакой, так и хочется взять посадить в какой-нибудь бункер и пусть они там хоть порвут друг друга своими дебатами, одна болтовня вместо дела.

Прекрасный сатирический журнал "Крокодил" канул в лету вместе со своей страной в которой родился, новая страна его к сожалению не приняла, а зря, очень жалко, очень, а его место заняли как я уже писала, всякая светская типа шушера, которая пишет одно и тоже, одно и тоже нахваливая богачей, и ничего о простых людях, о их проблемах, о героических поступках обычных людей, рабочих, учёных, проблемах в сёлах их нуждах, ничего об этом, ничего, вот только повторюсь политика да светская жизнь, извините скажу как есть, простым людям, она нафиг не обосралась, столько интересного в стране, столько проблем, а везде только одно и тоже, а нам остаётся только перечитывать старые номера "Крокодила", а ещё жаль, что давно нет тех авторов которые придумали журнал, писали, это великие люди, великие, больше таких нет и никогда не будет, может да современные тоже ничего, но к тем даже никак ни приблизятся, сейчас так никто написать не сможет, может потому что время другое.

Спасибо, что дочитали до конца, всем мира, добра, любви, берегите себя и своих дорогих людей, не спешите жить жизнь итак летит вперёд не спрашивая нас, но спешите делать ДОБРО, бросайте его в воду. Подписывайтесь на наш канал, делитесь в соцсетях, мы рады всем хорошим людям, дай Бог в следующую субботу расскажем ещё о каком-нибудь любимом журнале. Спасибо всем авторам статей про "Крокодил", они замечательные, я как всегда ничего ни менять ни добавлять не стала, только в конце. И ещё раз повторюсь, что все источники я указываю, ничего не скрываю, и в данном случае, я являюсь больше собирателем интересных фактов, а ни автором, потому что авторы уже есть, и благодаря им, я столько всего интересного узнала и благодаря яндекс-дзену, именно он заставляет меня, нас, искать что-то интересное, я очень многого не знала, очень. У нас добрый канал, поэтому плохое буду сразу блокировать, если захотите сказать что плохое, подойдите к зеркалу и поговорите сами с собой, а не писать гадости другим.

Источники: http://propagandahistory.ru/743/Istoriya-zhurnala-Krokodil http://samoe-samaya.ru/interesno/istoriya-zhurnala-krokodil.

htmlhttps://myrussia.life/7543-sovetskaja-bjurokratija-v-karikaturah.html