1 subscriber

Кто на самом деле такие художники и почему вы можете оказаться одним из них

Казалось бы, о чем тут вообще можно говорить? Ведь каждому из нас с детства знаком этот образ — это такой седой бородатый дядечка у мольберта, деловито смотрящий то на свой карандаш, то на линию горизонта. Молчаливый, умудренный жизнью и никуда не спешащий. В прошлом, возможно, эксцентричный скандалист. Обязательно в берете. О! И ещё про шарф не забудьте.

Или же высокий худощавый юноша, живущий на чердаке и еле сводящий концы с концами, пишущий своих бесчисленных обнаженных натурщиц в перерывах между запоями и томными мечтаниями о несбыточном. Серьёзно он работает исключительно по ночам, стихийно, только когда приходит муза. Из-под его кистей выходят непременно шедевры, но проклятая современность не замечает таланта. Он конечно же станет знаменит. Посмертно.

Не секрет, что все это — устоявшиеся стереотипы, тем не менее, подогреваемые и поддерживаемые в обществе десятилетиями (не без подачи самих творцов). Но, так или иначе, всё, что обычно приходит на ум при упоминании профессии художника, имеет мало общего с реальностью — во всех смыслах. Оба нарисованных выше образа, например, оторваны от материального мира настолько, насколько это вообще возможно. Их объединяет чрезмерная сакрализация творческого процесса, негласное подсознательное утверждение, что для акта создания нужно обладать чем-то неуловимым, но важным (жизненным опытом, талантом, музой, вдохновением и т.д.), вы при всем желании не сможете представить этих персонажей в ритме привычной обывателю жизни. Именно персонажей — потому как данные образы нарисованы исключительно для пьес или кинофильмов. Как часто вы слышали фразы наподобие "кто этих художников разберет?" или "у них там своя атмосфера". Люди склонны окружать творчество флёром таинственности. И временами такой подход оправдан, но далеко не всегда.

В большинстве своем современный художник — обычное гуманоидное существо, которое ест, спит и иногда засматривается на необычные лица в общественном транспорте.

Последнее, кстати, одна из самых характерных издержек приобретенной профессиональной деформации. Попробуйте не обратить внимание на великолепный скульптурный нос, когда нарисуете штук 20 одинаково шаблонных. По этой же причине у художников часто сильно искажено (по сравнению с мейнстримной модой) чувство прекрасного. А не потому, что они родились под какой-то особенной звездой.

Получается, что не так уж сильно они и отличаются от других людей? Но почему тогда каждый не может быть художником? Что-то ведь все-таки должно быть? Неужели всё дело все-таки в таланте? И да, и нет.

Здесь вполне уместно будет обратиться к словарю:

*по данным https://ru.wiktionary.org
*по данным https://ru.wiktionary.org
*по данным https://ru.wiktionary.org

Судя по всему, талант синонимичен слову дарование. Но так ли это в действительности?

Не следует принимать это утверждение как аксиому. Ведь критичность сразу же подводит нас к закономерным вопросам: а кем эти способности, собственно, дарованы? Неужели всё предопределено заранее, и если вам не посчастливилось блистать в детском саду фотографическими портретами мамы каждое 8 марта — дорога в творчество закрыта для вас навсегда? Конечно же нет.

Значимость таланта, на самом деле, сильно переоценена. И зачастую его наличие только вредит.

Талант — ни что иное, как склонность к определенным областям деятельности, освоение которых дается вам с большей легкостью. Всё. Ни больше ни меньше. Остальной же путь зависит исключительно от работы над своими навыками. Рисование, к сожалению, совершенно не похоже на езду на велосипеде. Здесь больше подойдет аналогия с изучением иностранных языков. Однажды начав учиться рисовать, вам придется поддерживать навык на уровне постоянно, потому что без практики все умения разлетятся также быстро, как ваши школьные знания о спряжении глагола to be. Более того, часто именно ученики без каких-либо выдающихся способностей достигают на профессиональном поприще большего — за счёт того, что никогда не рассчитывают ни на что, кроме своей работоспособности. Талантливые же люди чаще ленятся и делают себе поблажки.

Так кто же такой художник: праздный мечтатель или все-таки труженик, находящийся в работе даже тогда, когда вам кажется, что он всего-лишь наблюдает за голубями?

Хороший рисунок — это квинтэссенция знаний творца о законах перспективы, колористике, композиции, анатомии (в случае с живыми существами) и многих-многих специализированных дисциплин.

Но также базовое понимание физики, истории — потому что искусство не существует в отрыве от временного контекста и без его знания рассматривать произведение не имеет никакого смысла, толики психологии — не только техничность определяет удачность каких-то художественных решений, но и способность вызвать у зрителя чувства. И чувства, надо сказать, не обязательно могут быть приятными.

Выходит, что художник — не такое уж сакральное бестелесное существо и прекрасно разбирается в некоторых приземленных вещах. А творчество, оказывается, разбивается на вполне реальные для каждого человека составляющие — общую образованность и каждодневный труд.

Единственное, чем художник на самом деле отличается от представителей другой профессии — умение не только смотреть, но еще и видеть. Но это — тема уже для отдельной статьи.

Так что, если вас всегда непонятным образом влекло к краскам и карандашам, но останавливал возраст, отсутствие таланта/вдохновения/вставить любое слово — можете смело выбрасывать этот мусор из головы и запасаться скетчбуками, в первое время их вам понадобится много.

Дерзайте!

Художник может оказаться в каждом, надо только иметь смелость и силы его в себе отыскать.

Кто на самом деле такие художники и почему вы можете оказаться одним из них