Золотой век русской щедрости

17 November 2018

Меценат — богатый покровитель наук и искусств; вообще тот, кто покровительствует какому-нибудь делу, начинанию.
Толковый словарь русского языка Ожегова

Начало благотворительной деятельности в России связывают с принятием христианства –тогда основную помощь нуждающимся оказывала церковь. Позже эту обязанность взяло на себя государство.

С реформами Петра I в Российской империи стали заметны веяния европейской культуры, к которой начали приобщаться русские дворяне. Во время правления Екатерины Великой появились Приказы общественного призрения для удовлетворения нужд народа (содержание больниц, богаделен, работных домов, сиротских приютов). Такие учреждения финансировали преимущественно частные лица. В тот же период начался подъем меценатской деятельности в поддержку искусства и культуры. Меценатство стало формой благотворительности.

Характерно,что в XVIII в.меценатами являлись дворяне, чиновники, люди, близкие к власти. Первым русским меценатом считается А.С. Строганов, представитель рода,который оставался на арене экономических и политических действий в течение 4 веков (XV-XIX вв.).Многие выходцы из этой династии занимались благотворительностью и меценатством.

Строганов Александр Сергеевич (1733 - 1811)

Приближенный Екатерины Великой, Строганов был государственным деятелем, коллекционером, меценатом. В течение 11 лет Строганов находился на посту Президента Императорской Академии художеств. Под его управлением Академия получила значительные привилегии: ее ученикам отдавали предпочтение при распределении государственных заказов, молодых художников отправляли за рубеж. В этот период при содействии Академии в Петербурге были построены Казанский собор, Адмиралтейство и другие знаковые сооружения города. Строгановская галерея включала картины, монеты, камни, медали. Его участие в жизни искусства этим не ограничивалась: он финансово поддерживал поэтов Державина и Крылова. К тому же, граф обладал одной из лучших библиотек России.

ФАКТ:
Вложения в коллекцию, любовь к роскоши, разорили Строганова, и в наследство его сыну достался долг в 3 миллиона рублей.

По словам искусствоведа С. Андросова: «…практически в каждом разделе Эрмитажа есть экспонаты из коллекции Строгановых».

Строганов, конечно, не был единственным меценатом XVIII века. Еще один пример – А.А. Безбородко.

Безбородко Александр Андреевич (1747—1799)

Золотой век русской щедрости

Безбородко – дипломат, крупный государственный чиновник времен правления Екатерины II, ее личный докладчик. Александр Андреевич снискал благосклонность не только Екатерины, но и Павла I, ее сына. На его счету составление многочисленных проектов законов, исторические сочинения, мирные договоры... При этом он был и меценатом – его коллекция картин и других произведений искусства считалась крупнейшей в современной ему России. Он предпочитал пейзажную живопись в исполнении французских и итальянских мастеров. Безбородко завещал около 210 тысяч рублей на Воспитательный дом, на эти средства его наследники основали Нежинский лицей.

ФАКТ:
Михаил Сперанский говорил о Безбородко парадоксальное: «…в России, в XVIII столетии, было только четыре гения: Меншиков, Потемкин, Суворов и Безбородко, но последний не имел характера». Виной такому определению послужило, вероятно, пристрастие Александра Андреевича к картам, женщинам и богатым застольям.

Имея во владении до 45 тысяч душ крестьян, Безбородко, по словам историка К. Валишевского, до последних дней не выходил из долгов.

В XIX в меценатство в России пережило небывалый подъем, теперь не только дворянское сословие, но и купечество стало принимать участие в жизни и развитии отечественного искусства. Целые династии купцов и промышленников жертвовали миллионы (в пересчете на современные деньги — миллиарды) рублей на поддержку художников, писателей, творческих объединений,на создание собственных коллекций, театров и библиотек. Многие из них вкладывали средства в школы, больницы.

Кузьма Терентьевич Солдатёнков (1818-1901)

Золотой век русской щедрости

Выходец из купеческой семьи текстильных фабрикантов, Солдатёнков известен щедрыми пожертвованиями на социальные нужды, но принимал участие и в развитии русской культуры. На деньги Солдатёнкова были напечатаны сотни книг, в их числе сочинения Н.П. Огарева, Н.А. Некрасова, В.Г. Белинского, И.С. Тургенева, учебники для крестьян, историческая, искусствоведческая и философская литература. Его библиотеку составляли 8 тысяч томов. Страсть Солдатёнкова к коллекционированию произведений искусства позволила ему собрать коллекцию из 258 картин и 17 скульптур – его коллекция уступала по численности только Третьяковской галерее, в нее вошли картины Карла Брюллова, Александра Иванова, Василия Перова, Павла Федотова и других

По завещанию Солдатёнкова коллекция была передана Румянцевскому музею, а после его закрытия перешла в фонды Русского музея и Третьяковской галереи. В общей сложности Солдатёнков пожертвовал более 5 миллионов рублей на помощь учебным и лечебным заведениям, малоимущим, на культурно-просветительские цели.

ФАКТ:
Уважение к бескорыстию Солдатёнкова выражено в прозвище, данном емусовременниками: Козьма Медичи.

Боткинская больница в Москве была построена на средства Солдатёнкова, а названа она в честь друга мецената, Сергея Петровича Боткина.

Павел Михайлович (1832-1898) и Сергей Михайлович (1834-1892) Третьяковы

Павел Третьяков
Павел Третьяков

Братья Третьяковы вместе управляли льняной мануфактурой, и оба собирали коллекции картин, только Павел предпочитал русскую живопись, а Сергей – зарубежную. Практически половина их восьмимиллионного состояния была пожертвована на благо искусства. Как и другие меценаты, они не ограничивались сферой искусства, оказывали финансовую помощь и ученым, малоимущим, учредили стипендии в Московском университете и других учебных заведениях.

Третьяковская галерея, созданная братьями, стала одним из крупнейших музеев мира. Уже на момент передачи галереи Москве в 1892 году коллекцию составляли почти полторы тысячи картин, несколько сотен рисунков, 10 скульптур.

Павел лично отбирал картины для галереи, по свидетельствам современников, он обладал исключительным вкусом и чутьем на настоящие шедевры. В его коллекции были картины М.К. Клодта, И.И. Шишкина, И.К. Айвазовского, В.Г. Перова, И.Е. Репина, К.Д. Флавицкого, И.Н. Крамского, В.М. Васнецова. Павел Третьяков создал галерею портретов столпов русского искусства. Он не только покупал существующие, но и заказывал новые портреты. Благодаря ему появились портреты Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, Н.А. Некрасова. Он также поддерживал Товарищество передвижников.

Сергей Третьяков
Сергей Третьяков

Сергей предпочитал западную, в основном французскую живопись. В его коллекции было всего 84 произведения, но в нее вошли картины таких авторов как Коро, Добиньи, Курбе,Бастьен-Лепаж, Милле, Фортуни, Кнаус.

ФАКТ:
Уже в 28 лет Павел Третьяков составил завещание, согласно которому 150 тысяч рублей должны были пойти на создание галереи. К счастью, он открыл галерею сам, вложив в нее гораздо больше.

22 мая 1856г. считается датой основания Третьяковской галереи, потому что в этот день Павел приобрел картину «Стычка с финляндскими контрабандистами» В.Г. Худякова -первую в коллекции.

В.Г. Худяков «Стычка с финляндскими контрабандистами»
В.Г. Худяков «Стычка с финляндскими контрабандистами»

Савва Иванович Мамонтов (1841-1918)

Золотой век русской щедрости

Мамонтов, рожденный в семье купца, сделал свое состояние на строительстве железных дорог, но история помнит его как активного сторонника просветительской деятельности и меценатства. Его имение в селе Абрамцево – место необычное и знаковое. В усадьбе не только устраивали встречи, но жили и работали деятели культуры, объединенные Мамонтовым: И.Е. Репин, М.М. Антокольский, В.М. Васнецов, В. А. Серов, М. А. Врубель, М. В. Нестеров, В. Д. Поленов и Е. Д. Поленова, К. А. Коровин. Вечера в Абрамцеве постепенно переросли в домашний театр, затем в первую в стране частную оперу, где начинали свою карьеру Ф.И. Шаляпин, К.С. Станиславский. Прославленные картины В. Васнецова «Богатыри» и «Аленушка» были написаны неподалеку от Абрамцева, а «Девочка с персиками» В.А. Серова, созданная в стенах усадьбы, – портрет старшей дочери Мамонтова.

В.А. Серов «Девочка с персиками»
В.А. Серов «Девочка с персиками»

Представители русской интеллигенции второй половины XIX в входили в Абрамцевский художественный кружок – неофициальное объединение художников и почитателей искусства. Члены кружка задались целью возродить старорусские промыслы – гончарное дело, резьбу по дереву – для этого были открыты мастерские при усадьбе.

На этом благотворительная деятельность Мамонтова не заканчивается, он также материально поддерживал журнал «Мир искусства», жертвовал средства в пользу Музея изящных искусств.

ФАКТ:
В конце жизни Мамонтов оказался банкротом и попал под суд по ложному обвинению в присвоении денег. Хотя мецената оправдали, его имущество было практически полностью распродано.

Юрий Степанович Нечаев-Мальцов (1834 - 1913)

Золотой век русской щедрости

Нечаев-Мальцов — дворянин, дипломат, хозяин сети стекольных заводов, за жизнь он пожертвовал около 3 миллионов рублей на благотворительные цели.

Главная заслуга Нечаева-Мальцова состоит в том, что он финансово содействовал открытию Музея изящных искусств в Москве по задумке его друга Ивана Цветаева. Для строительства музея Нечаев спонсировал приглашение мастеров из других городов и стран, заказ особых материалов для строительства. Он также выделял деньги на учебные заведения и больницы.

ФАКТ:
Нечаев-Мальцов долгое время прожил в бедности, это сделало его очень скупым человеком. При этом он был ценителем изысканной кухни и позволял себе значительные траты на дорогие яства.

Но те, кто внес невероятно ценный вклад в сохранение произведений искусства в России, не всегда принадлежали к числу состоятельных людей. Например, И.В. Цветаев происходил из семьи сельского священника.

Иван Владимирович Цветаев (1847 - 1913)

Золотой век русской щедрости

Цветаев был профессором Московского университета и хранителем университетского кабинета изящных искусств и древности, с расширения коллекции которого и началось осуществление главной его мечты и дела всей жизни - создание публичного музея в Москве для людей любого достатка. Не имея собственных средств, достаточных для обустройства галереи, Цветаев прибегал к помощи не только меценатов, но и членов царской семьи. Одобрение императора в значительной мере поспособствовало привлечению влиятельных людей к строительству музея и формированию коллекции. Цветаев убеждал благотворителей в том, что пожертвование в пользу музея увековечит их имена. Крупнейший вклад в строительство музея и формирование экспозиции внес Нечаев-Мальцов. Благодаря предприимчивости Цветаева и деньгам Нечаева-Мальцова, Козьмы Солдатёнкова и других меценатов, не только была собрана обширная коллекция существующих произведений искусства, но по заказу Цветаева были сделаны слепки самых ценных скульптур и сооружений мира.


Кабинет изящных искусств Московского университета. 1895 г.

Кабинет изящных искусств Московского университета. 1895 г.

ФАКТ:
При открытии Музей изящных искусств носил имя Александра III, а выставочные залы были названы по именам крупнейших жертвователей. Теперь полное название музея - Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.

Роль музея в жизни семьи Цветаевых была настолько велика, что дочь Ивана Владимировича,будущая поэтесса Марина Цветаева, и другие его дети называли музей «наш гигантский младший брат».

С революцией закончился золотой век русского меценатства. Все средства организаций и частных лиц, занимающихся благотворительной деятельностью, были национализированы. В советский период помощь нуждающимся осуществляло государство, а традиции меценатства начали восстанавливаться лишь после распада СССР.

Мотивы меценатства могли быть разными:тщеславие или желание увековечить память о себе, стремление получить государственные чины и награды или снискать благосклонность общественности,религиозные убеждения или просто желание помогать окружающим. Чем бы ни руководствовались меценаты России, благодаря им появилось и было сохранено искусство в нашей стране.

Посмотреть: фильм Леонида Парфенова о меценатах и коллекционерах начала XX столетия.

https://www.youtube.com/watch?v=KIU8dZD4Mbs

Если вам понравилась данная статья, то поставьте лайк и подпишитесь на канал. Это лучшая благодарность.
Еще больше материала на gutenbergpress.ru
Также подписывайтесь на нашу группу Вконтакте