Чугунное ноу-хау для русской крепости

В сентябре 1941 года, в самый разгар оборонительных боев Красной Армии, в Ленинград пришла разнарядка: изготовить один миллион корпусов мин. Заказ нешуточный и никакое предприятие в короткий срок его не осилило бы. Поэтому решили задействовать всю промышленность города и прилегающих территорий. Получил свою квоту в 70 тысяч штук и Морской завод Кронштадта.

В морской крепости на тот момент уже ощущался дефицит металла. Поэтому какими бы ни были запасы крупнейшего судостроительного предприятия надо было изыскивать дополнительные ресурсы. И тогда заводское начальство обратило свой взор на мостовую. Она в Кронштадте была на тот момент по-настоящему уникальной. Точнее уникальной была та её часть, которая соединяла Морской завод с Петровским адмиралтейством. Вместо привычного булыжника или более позднего асфальта здесь было сплетено причудливое кружево из чугунных не то шестеренок не то шашек. В народе её так и прозвали ажурной.

Своим появлением на свет она обязана строителю Морского, а тогда Параходного, завода Лебедеву В. П. Увы, отыскать полное имя это инженера не удалось, во всех источниках небрежно даются лишь инициалы. Он видел свою задачу гораздо шире построения примитивных ангаров и потому во время одной из поездок в США обратил внимание на то , как вымощены улицы Бостона и Чикаго. Это и были те самые шашечки или шестерёнки.

Для предприятия, которое подходило вплотную к морю очень актуальным был вопрос состояния подъездных дорог. Булыжник на них долго не задерживался, под него проникала влага, приводя в негодность всё дорожное покрытие. Проблема, видимо, волновала и инженера Лебедева. Из США он берёт в Россию несколько чугунных образцов американского производства. А уже на месте по ним отлили небольшую партию плит, чтобы выложить заводской двор. Результаты эксперимента всем понравились и в качестве следующей опытной площадки решили уже использовать подъездной путь к заводу, ведущий через Пеньковый мост. Каких-то 160 метров влетели буквально в копеечку — 40 тысяч рублей серебром деньги по тем временам огромные. Но эффект имел общегородское значение.

Качество дороги оценили многие и через год работы пришлось возобновить, чтобы выложить еще три километра пути — от Пароходного завода до Петровского адмиралтейства. Этот участок транспортной артерии города простоял без ремонта 80 лет. И только крайняя военная необходимость заставила покуситься на чугунные шашечки. Естественно, корпуса мин были отлиты к назначенному сроку. А в Кронштадте остался лишь небольшой участок ажурной мостовой — в районе Пенькового моста и на Якорной площади, почти у самого подножия Кронштадтского собора.