Связь сетературы с постмодернизмом

Говорят, что сетература состоит в порочной связи с постмодернизмом. Расследуем, так ли это.

В прошлой статье я отметил, что одно детище другого. Итак, можно говорить только о «родственных» узах?

Некоторые композиционные приемы и склонность к словесным играм без какой-то особой цели, без надлежащего замысла действительно «роднят» сетературу с постмодерном. Мироощущение последнего передалось авторам, для которых интернет стал основным способом самореализации и каналом поиска аудитории единомышленников.

Еще один творческий сайт в сети — Poem4you, но тут есть хорошие стихи в топе ("Рекомендации")
Еще один творческий сайт в сети — Poem4you, но тут есть хорошие стихи в топе ("Рекомендации")

По пунктам:

  • Картина мира у авторов-сетевиков порождена, как правило, постмодернизмом. На первый план выходят переосмысление достижений человечества, разбор общих для homo sapiens ценностей.
  • Сетевой писатель не создает принципиально новый и цельный художественный мир, а лишь играет с уже созданными до него архетипами.
  • Смысловые посылы берутся из других произведений, воспроизводятся заново, порой порождая большое количество новых, но неглубоких и разрозненных.

Интернетовский текст потому и обесценивается, что попытки строить и приручать своего читателя выходят на первый план.

Примеры сетературы

Ещё недавно мне казалось так: кто-то из «авторитетных авторов» на сайтах задает тон и моду, после чего образуется свита «стипломщиков»-подражателей. Но не всё так просто. Понятие термина «сетература» легче анализируется на примерах. На одном сайте я встретил текст, который мне показался типично сетературным. Я прямо прозрел. Полный текст по ссылке, а тут лишь небольшой кусочек (начало):

Жить [не] надо так, чтобы хотелось повторить: - соври,
когда от внутренних толчков загибаешь до боли пальцы,
выбиваешь серый дым из проломанной груди...
Просто улыбнись треснувшему отражению,
фальши, -
как затянуться и словить продолжительный кайф,
на реплей звукоряд из признаний людей и бога, -
не показывай им свой истинный нрав,
что скалит зубы и сплевывает у порога...
Настрой волну, - мир придёт к тебе с разговором - тет-а-тет,
интимно и грязно шепча тебе, как он тебе нужен,
твоё сердце не выдержит и рикошет -
давно был мишенью.

Как вам? Остается что-то в душе? Композиция в порядке, техника на уровне, а смысл… Уныло как-то, не находите?

Под этим же текстом, один из критиков остроумно подмечает, что тут хотя бы нет заюзанного до невозможности шаблона в построении. Вроде такого:

«Даздраперма просыпается в семь утра, она принимает душ, выпивает горький кофе и влезает в постылые джинсы и свитер. Даздраперма едет на работу в троллейбусе и пишет на запотевших стеклах слово люблю...» Правда, есть тоже пошленькое «венырекируки».
"Как бы приобщить других к своим страданиям?.."
"Как бы приобщить других к своим страданиям?.."

Таким образом, мы видим следующую картинку: человек использует шаблонные игры со словом, квадратными скобочками, ссылками на другие тексты… И практически ничего нового не привносит. А если запихнуть в заголовок смайлик, а потом обыграть какой-нибудь Яндекс или Гугл в контексте личных чувств… Читать такое обычно очень скучно.

Как мой текст. 😧

Дочитайте, пожалуйста этот текст, я уже заканчиваю. :)

Проблема сетературного интертекста

Есть ли проблема в самом интертексте как явлении? Нет, это не абсолютное зло, вопрос в том, как мы его используем. В нашем случае минус в том, что в одном произведении может использоваться огромное количество литературных эпох. Информация подается методами, которые автор находит наиболее подходящими (но часто не очень сочетаемыми) для выражения собственной индивидуальности. Получается эклектично. А если сказать по-простому — винегретисто.

Как по мне, проблема начинается тогда, когда автор слепо копирует чужое, но это не является отражением его мировоззрения; когда он не привносит свой взгляд на мир, а лишь пережевывает старое.

Выводы

Похоже, что сетература, которая должна бы продолжать традиции постмодернизма, напротив, их профанирует. Её поэтика и философия нацелена на массовую культуру. Поэтому предлагаю универсальный рецепт, если есть у вас желание воспитывать чувство вкуса.

Старайтесь думать о том, как будет выглядеть ваше произведение вне сети, на обычной бумаге

Вот так вот.