Один день с digital-агентством makelove: 5 мыслей

Предисловие

Решив начать свое дело без компетенций и предпринимательского опыта, я аккуратно выбираю путь, по которому иду. Важно не оказаться в болоте — ситуации, когда твои действия и мысли не ведут к росту.

Наибольший риск болота стоял передо мной в июне, перед официальным открытием агентства. Тогда я считал, что разработка сайта стоит около 30 000 рублей и с такими мыслями шел к открытию компании. Я не знал затрат и мне казалось, что, набрав много проектов с таким чеком, я быстро заработаю на аренду офиса и первых сотрудников на постоянке.

Тогда меня спасло стремление расширять свою картину мира. Я отправился по конкурентам с фиктивным заказом, чтобы узнать, как они продают и какие услуги предлагают. К тому же я хотел равняться на лучших, поэтому пошел в крупные Петербургские digital-агентства.

В итоге я посетил офисы 3-х компаний и получил 5 коммерческих предложений. Когда я увидел цифры в предложениях, мой мир перевернулся: 400 000 рублей составляла средняя стоимость разработки простого лендинга. И эту цифру показали несколько компаний. Выходит, это норма для рынка — есть те, кто покупают услуги с таким чеком. А значит, и мне нужно мыслить иначе.

После этого я решил, что расширять картину мира — это необходимость, и стал искать возможности для встреч с предпринимателями и специалистами из Digital. С одной из таких возможностей мне помог «Будущие Лидеры», связавший меня с digital-агентством makelove. Я провел с командой агентства весь рабочий день, успел задать множество вопросов и прочувствовать атмосферу в компании. Обдумав, составил 5 главных выводов этого дня.

1. Крутая атмосфера в компании идет от основателей

Мой день начался со знакомства с Ираклием, одним из основателей агентства. Около получаса мы общались о том, как строить свой распорядок дня и какие задачи стоят перед топ-менеджментом агентства. Я поразился, как открыто Ираклий говорил о бизнесе и насколько он был готов делиться опытом, притом, что я — не знакомый для него человек.

После беседы, меня пригласили на командную встречу. Такие встречи ребята устраивают раз в неделю, а задача — рассказать, чем занимаешься ты и твой отдел. В этот раз рассказывала Настя, глава digital-направления агентства, и Игорь, еще один основатель компании.

Удивило две вещи. Первая — сам факт таких встреч, желание показать общую картину всей команде. Вторая — открытость и свобода. Я как будто оказался на встрече друзей. Шутки, живой интерес, стеб — казалось, это исходило от каждого, включая основателей. На встрече вообще не чувствовалось никакой иерархии и деления на младших и старших.

Уже к концу дня я понял, что дело в основателях. Они открыты и любят шутить, это задает атмосферу в компании. Я и раньше читал, что культура организации идет от основателей, а здесь смог увидеть это вживую.

Значит, я, как основатель, задаю культуру. Значит, нельзя в тяжелые моменты быть угрюмым, иначе команда тоже будет горевать. Значит, нужно любить труд и тогда команда тоже будет его любить. Теперь корпоративная культура нашла твердое место в моей голове.

2. Будь открытым и стремись общаться с открытыми

Открытость я видел и после командной встречи. Большинство ребят, с которыми я успел пообщаться, свободно делились опытом и своими историями из рабочей жизни. Я узнал, каково это — сидеть 2 месяца без продаж и читать придирки клиента к твоей подписи в электронной почте.

Ощутил, насколько круто находиться в окружении открытых людей, когда ты можешь свободно говорить, что думаешь, и получать обратную связь. Это сплачивает команду.

3. Руководитель подает пример сотрудникам

Через корпоративную культуру я увидел, что команда следует за основателями, поддерживает их привычки и стиль.

Еще узнал, что руководитель может подавать и негативный пример. Скажем, опаздывать на работу. Зачем команде приходить раньше, если руководитель позволяет себе задерживаться? Теперь буду не только формировать в себе положительные качества, но и избавляться от вредных привычек.

Уже выбрал для себя одну. Я привык есть за рабочим местом. Это позволяет не отвлекаться от работы, но со стороны может выглядеть неприятно. Да и не хотел бы, чтобы моя команда обедала за рабочим столом.

4. Четкий выбор ниши — залог успеха

Игорь и Ираклий познакомились во время работы в студенческом СМИ. Проработав там несколько лет, они увидели незанятую нишу — digital для HR-отделов крупных компаний. В то время в СМИ шли рекламные объявления от компаний. И зачастую, если реклама шла от маркетингового отдела, весь процесс контролировало digital-агентство. Оно составляло строгое ТЗ и следило за его исполнением со стороны СМИ. Оно строило систему работы компании в Digital.

А HR-отделы компаний digital-агентства не защищали. Сотрудникам приходилось самостоятельно придумывать вид рекламы и площадки для размещения. На систему не было и намека. И здесь ребята нашли идею для бизнеса — помогать компаниям строить HR-бренд в Digital.

7 лет назад бюджеты на продвижение в HR-отделах компаний были небольшими, и makelove пришлось пройти долгий путь, который в результате привел к успеху. Сейчас с компанией сотрудничает TELE2, Metro Cash&Carry, Московская Биржа и другие крупные организации.

Для себя из этой истории я вынес два вывода. Первый — что четкий выбор ниши играет важную роль на digital-рынке. Можно пытаться делать все, но тогда ты не будешь отличаться от остальных. Сосредоточившись на чем-то одном, ты будешь выделяться и наработаешь экспертизу, которая позволит обойти конкурентов.

Второй вывод — путь к успеху долог и тернист. Если в начале ничего не получается, это не значит, что не получится через 3 месяца / год / 3 года. Главное — верить и продолжать много работать.

5. Конфликты возникают из-за ценностей

Я развиваю агентство с партнером, поэтому ищу советов тех, кто уже этот опыт. Особенно интересно, как решать конфликтные ситуации. У каждого из партнеров есть свое видение, как сделать из двух картин мира одну общую?

Ираклий и Игорь идут вместе уже семь лет — хороший пример партнерства. Из разговоров я понял две вещи.

Никто не гадит специально. Люди не специально заваливают дедлайны, делают свою работу некачественно, не выполняют договоренности. У этого есть причина — приоритеты. Значит, что-то в тот момент было важнее, чем дедлайн или хорошо сделанная работа. А если копнуть глубже, то причина в ценностях. Значит, человеку важнее находится с семьей, чем работать. Или чувствовать свою свободу. Или еще что-то.

Если на этой почве возник конфликт, что делать? Ведь не получится просто лечить симптом — проблема будет повторяться снова и снова. Понял, что проблема решается через разговор и последующую смену системы ценностей. Без изменения привычек конфликт будет возникать снова и снова, а значит отношения в партнерстве будут накаляться. Если изменение привычек невозможно, то разумным решением будет отказ от партнерства.

Всего один день — а выводы и уроки на будущее останутся со мной навсегда. Очень хочу искать и общаться с такими, как makelove. Ребята, спасибо вам большое! И спасибо фонду за то, что помогли найти таких людей.

Если понравилась запись, поставь палец вверх и сделайте репост в одну из своих соц. сетей. Для меня это знак, что работа была проделана не зря. А если не понравилось — кликай на палец вниз и напиши в комментариях, в чем дело. Подискутируем!
Больше статей можно прочитать на сайте khorin.ru.