62 subscribers

ПРИЧИНЫ СНИЖЕНИЯ УСПЕВАЕМОСТИ ПОСЛЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

4,3K full reads
ПРИЧИНЫ СНИЖЕНИЯ УСПЕВАЕМОСТИ ПОСЛЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Наверняка, многие из Вас не однократно слышали утверждение о том, что у нас просто шикарная начальная школа, обеспечивающая высокий уровень знаний детей. Но вот с момента перехода ребят в 5 класс картина резко меняется в худшую сторону, так как именно с этого момента их образование ни с того ни с сего начинает хромать на обе ноги.

Конечно, эта тенденция не касается абсолютно каждого ребенка, но в целом она такова – это, по данным статистики и моим личным наблюдениям, неоспоримый факт. Например, один знакомый мне учитель начальных классов всегда стремится выпустить как можно большее количество отличников. Так вот в его предпоследнем выпуске из 4-го класса было 17 отличников из 25 учеников – неплохой результат! Но, если в 5 классе большая их часть ещё как-то продержалась, то к 8-му классу отличников осталось только 2.

Стоит ли из всего этого делать вывод о том, что в начальной школе учили хорошо, а в основной на детей махнули рукой и запустили? Вовсе нет! Я думаю, ни для кого не секрет, что и учителям, и школе в целом просто необходима хорошая успеваемость, отличные показатели, победы на олимпиадах и конкурсах, поэтому нельзя искать причину снижения успеваемости в снижении мотивации конкретных учителей и образовательного учреждения.

На практике всё оказывается гораздо банальнее. Но, тем не менее, надо как-то решать эти проблемы. Итак, давайте вместе определим основные причины снижения успеваемости после окончания начальной школы:

1. Первая причина очень немаловажная, на мой взгляд, заключается в том, что к моменту поступления в первый класс по требованиям большинства учебных заведений (в нашей сельской школе это точно так) требуют, чтобы ребёнок уже умел читать, имел навыки письма, считал и решал задачи в одно и два действия, пересказывал тексты и обладал многими другими умениями и навыками. А учат всему этому вовсе не учителя начальных классов, а родители, которые очень ответственно подходят к своим обязанностям. Таким образом, поступая в начальную школу, ребенок обладает запасом знаний минимум на два года вперед, что обеспечивает ему отличные показатели в учебе.

2. Вторая причина заключается в том, что практически все учителя начальных классов предъявляют очень высокие требования не к ученикам, а к их родителям. Родители просто обязаны от и до проверять все домашние задания и дублировать объяснение материала, если он не был усвоен их ребёнком во время урока – стоит заметить, что в начальной школе родители ещё с этим справляются. Многие учителя настаивают, чтобы всевозможные поделки изготавливались не самими детьми, а большей частью родителями. Часто задаются задания, согласно которым учащиеся должны подготовить различные презентации, при этом педагог не учит детей не только работать с соответствующими компьютерными программами, но и элементарно составлять план презентации. Большинство же родителей предпочитают сэкономить своё и детское время и выполняют это задание самостоятельно без участия ребенка.

3. В 5 классе дети сталкиваются с тем, что количество преподавателей у них существенно увеличивается. А каждый новый учитель несет с собой новые требования, новый характер подачи материала – ко всему этому необходимо как-то приспособиться.

4. Также с каждым годом появляется всё большее количество новых предметов, многие из которых могут оказаться достаточно сложными для конкретного ребенка.

5. Усложняет положение и то, что теперь не все уроки проходят в одном кабинете, а хождение по классам занимает много времени и оставляет мало возможности повторить материал перед уроком.

6. Как правило, именно с 5 класса резко снижается уровень родительского контроля и повышаются требования к самостоятельности ребенка, а он к этому оказывается просто не готов.

ПРИЧИНЫ СНИЖЕНИЯ УСПЕВАЕМОСТИ ПОСЛЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Попробуем найти выход из сложившейся ситуации и как-то помочь нашим детям преодолеть этот сложный рубеж, по возможности не утратив уровень успеваемости. Для этого:

1. Родителям необходимо еще в начальной школе не пускать на самотек то, чему учитель не учит, но требует. То есть не надо всегда готовить за своих детей, к примеру, презентации. Лучше потратить несколько выходных, но научить ребенка выполнять эту работу самостоятельно. Вы проконтролируете, поможете, подскажете, но не сделаете за него. Это существенно облегчит вам жизнь в дальнейшем. Тоже касается и различных мастерилок – участие детей в процессе должно быть максимальным изначально. Не дайте ребенку привыкнуть к тому, что все сделается за него, тогда не придется переучиваться и тратить на это время тогда, когда его будет реально не хватать.

2. Конечно, детям бывает сложно адаптироваться к увеличению количества учителей и к требованиям каждого из них. Задача родителей в этот момент поддержать своего ребенка, помочь ему морально, если есть необходимость, то познакомиться с учителем лично и подробно ознакомиться с его принципами работы, чтобы затем помочь растерявшемуся ребенку сориентироваться в ситуации.

3. Можно вспомнить о том, как детей готовили к поступлению в первый класс, и попытаться подготовить их и к переходу в пятый. По возможности необходимо заинтересовать ребенка новыми предметами, рассказать для чего они нужны, что дадут ему в жизни, предложить посмотреть какие-либо энциклопедии, видеоуроки или просто увлекательный материал по теме. Конечно, предметы с каждым годом все усложняются и не все родители в состоянии самостоятельно их объяснить, но стоит попытаться именно заинтересовать, тогда будет сделано уже полдела и ребенку будет значительно легче включиться в изучение материала.

4. Не стоит очень резко снижать уровень своего родительского контроля, лучше это делать постепенно. Например, можно заранее научить ребенка самостоятельно собирать портфель (еще в начальной школе). Но, по крайней мере, первое время всё-таки стоит проверять запись домашнего задания в дневнике, а также контролировать его готовность. Не каждый день, но все же необходимо контролировать выполнение письменных заданий, можно попросить ребенка пересказать устный материал или ответить вам на вопросы к параграфу. Это, во-первых, не даст вашему чаду раньше времени расслабиться, а во-вторых, избавит его от ощущения покинутости и никому ненужности, поможет находиться в необходимом тонусе и не терять бдительности.

В целом же в каждом отдельно взятом случае могут быть свои методы сохранения уровня успеваемости. Было бы неплохо, если бы Вы смогли поделиться собственным опытом в комментариях к этой статье, так как это может, действительно, многим помочь.