В лучах чужой славы

Когда в России торговали на вещевых и радиорынках, далеко не каждый мог себе позволить купить настоящие кроссовки от «Nike» или телевизор «Panasonic». Тогда к нам пришла первая волна китайских «брендовых вещей». Маркетологи Поднебесной брали известную торговую марку и слегка меняли ее логотип и название. Внешнее различие не бросалось в глаза, зато разницу в цене было видно сразу.

Метод отлично работал – народ скупал товар таких фирм, как «Hike», «Penesamig», «Fuma» и других подражателей. И дело не в том, что потребитель не замечал отличие. Зачастую его вообще не волновало, что там написано на недорогих и удобных трениках. Кроме того, иногда такая продукция на удивление мало уступала в качестве настоящей «фирме». Низкая стоимость объяснялась дешевизной производства. Подражатели как бы говорят нам: «Смотри! Я почти такой же, но стою дешевле!»

Пик популярности лже-брендов пришелся на середину 90-х – начало 2000-х. Тогда имитировали практически все: одежду, бытовую химию, электронику, парфюмерию, продукты питания и даже алкоголь. Российские производители не отставали от китайских собратьев, но, в отличие от них, делали упор на продовольствие. В магазинах можно было встретить леденцы «Лизун-Сосун(Чупа-Чупс)» или напиток «Бела-Кола» с красной этикеткой. Порой мимикрия была настолько креативной, что многие даже стали коллекционировать такие товары.

Не следует путать подделку и имитацию. Некоторые правообладатели вовсе считают, что подражатели, в отличие от прямых подделок, не вредят имиджу бренда – на их фоне он смотрится еще выгоднее. Если на китайском смартфоне находится логотип «Apple», а сам он называется «Айфоном» - такой товар считается копированием – подделкой, которая незаконно использует бренд. Если же, например, на логотипе вместо яблока – груша, а сам он называется «Вайфоном», – это уже имитация(или мимикрия), а не прямое копирование и привлечь производителя к ответственности довольно сложно. Проблема заключается в отсутствии четкого определения «степени смешения». Так в 2016 суд обязал производителя масла «Баба Валя» возместить ущерб компании «Валио» из-за схожести этикеток. Еще 10-15 лет лет назад вопросов бы не возникало.

К сожалению или счастью, удешевение производства и снижение цен на большинство брендов привели к тому, что подражатели практически исчезли из российских магазинов. Теперь их можно найти на просторах интернета, но даже там они давно не востребованы. Покупают их разве что для коллекции, а иногда просто смеха ради.

Ставьте лайк, если у вас были или есть вещицы от лже-брендов.