Перелет, сблизивший Страну Советов и Соединенные Штаты

1 ноября 1929 года самолет АНТ-4 “Страна Советов” облетел Статую Свободы и приземлился на аэродроме Glenn Curtiss на полуострове Long Island. Это был первый перелет из СССР в США. Дипотношения между странами появились только через 4 года. Здесь я хотел бы отметить несколько ярких фактов об этом уникальном перелете:

① 1920-е годы были временем рекордных перелетов. В 1926-м летун (пилот) Громов с механиком Родзевичем на АНТ-3 «Пролетарий» совершили перелет по маршруту Москва - Берлин - Париж - Вена - Прага - Варшава - Москва протяженностью 7,150 км. В 1927 году американец Линдберг на одноместном самолете “Spirit of Saint Louis” перелетел из Нью-Йорка в Париж. А летчик Шестаков с бортмехаником Фуфаевым на АНТ-3 «Наш ответ [Чемберлену]» выполнили перелет Москва - Сарапул - Омск - Новосибирск - Красноярск - Иркутск - Чита - Благовещенск - Спасск - Наньян (Корея) - Окаяма - Токио (Япония) и обратно протяженностью почти 22,000 км.

② Самолет АНТ-4 был четвертым самолетом КБ Андрея Николаевича Туполева (АНТ). Военная версия АНТ-4 т(яжелый) б(омбардировщик) ТБ-1 - первый в мире серийный цельнометаллический двухмоторный бомбардировщик. Изначально самолет хотели заказать в Англии. Но англичане запросили 400-500 тысяч руб. и 18 месяцев, а ЦАГИ в лице Туполева выполнило заказ за 9 месяцев и 200 тысяч.

③ Первый экземпляр АНТ-4 разрабатывался в дефиците как рабочих рук, так и производственных площадей. Под производство было предоставлено жилое здание по ул. Вознесенская (ныне ул. Радио), где сейчас располагается мемориальный музей Н.Е. Жуковского. Для выноса оперения самолета размахом 30 м на улицу пришлось разобрать часть стены.

④ Для развертывания серийного производства АНТ-4 / ТБ-1 были предоставлены помещения Авиазавода №22 в Филях. Изначально это была территория Русско-Балтийского вагоностроительного завода Шидловского, производившего в частности автомобили “Руссо-Балт” и самолеты Сикорского. После революции территория была передана под производство самолетов Юнкерс, которые не могли производиться в Германии. Осенью 1941 года завод, выпускавший бомбардировщики Пе-2, был эвакуирован в Казань. Сейчас на территории завода в Филях располагается ГКНПЦ им. Хруничева.

⑤ Штурман Стерлигов по просьбе Туполева предложил три варианта перелета: на Север через Северный полюс длиной 9,600 км (но самолетов такой дальности не существовало), на Запад через Атлантику - 14,000 км и на Восток - 17,000 км. Последний вариант больше подходил под возможности АНТ-4, имевшего дальность 1,200-1,400 км.

⑥ Экипаж самолета состоял из первого пилота Шестакова, второго пилота (морского летчика) Болотова, аэронавигатора (штурмана) Стерлигова и бортмеханика Фуфаева. Техническим руководителем перелета был назначен авиаконструктор Петляков, отвечавший в КБ Туполева за тяжелые машины и запуск самолетов в серию. Руководителем морской части перелета был назначен авиаконструктор Бартини.

⑦ Перелет начался 23 августа, закончился 1 ноября 1929 года и длился 72 дня. В полете экипаж находился 24 дня. За 141 ч 31 мин самолет пролетел 21,242 км со средней скоростью 147 км/ч.

⑧ В перелете должен был участвовать другой самолет. Первый серийный ТБ-1 с надписью “Крылья Советов” вылетел из Москвы 8 августа, однако летчик Шестаков решил не делать остановку в Верхнеудинске и долететь до Читы. В итоге экипаж заблудился, топливо закончилось и второму пилоту Болотову удалось посадить самолет на верхушки деревьев. Оставшийся невредимым экипаж тут же вернулся в Москву, чтобы вылететь 23 августа уже на дублере.

⑨ "Страна Советов" была оснащена двумя 12-цилиндровыми V-образными BMW-VIZ мощностью 750 л.с., одними из самых мощных двигателей того времени, незадолго до этого начавшими производиться в Германии. Производство этого двигателя под именем М-17 готовилось в Советском Союзе. Ресурс двигателей составлял 60 ч, поэтому на маршруте были размещены запасные двигатели. Их меняли в Иркутске, Ситке и Сиэтле.

⑩ В Хабаровске началась водная часть маршрута. Самолет был переставлен на поплавки и по сути стал гидросамолетом. «Чертовски трудная работа: тридцатиметровый размах крыльев не позволял везти машину по городу. Пришлось тащить ее по целине, устраняя встречающиеся препятствия», - вспоминал потом Стерлигов. Самолет совершил посадки в Николаевске-на-Амуре, Петропавловске-Камчатском, на Алеутских островах, в Сьюарде и Ситке (Новоархангельск), бывшей столице Русской Америки. Поставленный обратно на колеса в Сиэтле, АНТ-4 совершил посадки в Ванкувере (Канада), Окленде (Сан-Франциско), Солт-Лейк Сити, Норт-Платте, Чикаго, Детройте и наконец в Нью-Йорке.

⑪ Генри Форд Старший пригласил советскую делегацию посетить его заводы в Детройте, где показал им свой знаменитый конвейер, на тот момент выпускавший вторую после Ford Model T массовую модель Ford Model A. Также компания Ford производила самолеты Ford 4AT Trimotor, сопровождавшие “Страну Советов” во время ее полета над Нью-Йорком. Самолетное подразделение просуществовало недолго и было свернуто в 1933 году.

⑫ По возвращении на Родину членов экипажа наградили учрежденным в 1928 году орденом Трудового Красного Знамени - высшей наградой страны за трудовые заслуги. Орден Ленина был утвержден в 1930-м, а звание Героя Советского Союза было впервые присуждено участникам спасения челюскинцев в 1934 году.