Экстернат и домашнее обучение - лучше?... или почему многие великие люди учились дома.

1 November 2018

Недавно подвозил женщину. Разговорились. Коснулись образования, детей. Снова всплыла тема домашнего обучения и понял, что надо написать. Мне казалось, что уже все знают, что можно учится по-другому, без стрессов для ребенка, без истерик, без ненужной траты сил... Но оказывается, что много родителей не знает об этом. А поэтому даже не думают, что можно что-то изменить!

Еще когда первая дочка училась в школе в 5 классе мы поняли, что надо что-то делать – начались стрессы из-за того, что у кого то из девочек телефон крутой, «а у меня нет…», появились словечки, «пугающие своей новизной», … ну и все такое. И решили мы с женой, что надо человека вытаскивать из этой среды.

Возникла мысль про экстернат. Тем более, что уже давно велись размышления про неэффективность школьного образования, что дети туда ходят больше общаться, чем учиться (пример нашего собственного школьного периода тому был подтверждением), и что эффективность обучения может быть намного выше.

Было принято решение уйти на экстернат и... мы перестали ходить в школу. Через некоторое время к нам пришли с вопросом: «куда делся ребенок, почему не ходит на занятия, а где вы теперь учитесь?». Мы сказали, что имеем право не ходить в школу. Нам в ответ: «Не имеете»! Ушли даже с угрозой, мол если не вернете ребенку возможность учится – лишим родительских прав.

Мы посмотрели закон об образовании. Поняли, что надо «приписать» ребенка к какой-нибудь школе, где она будет сдавать зачеты и экзамены. Нашли в Петербурге гимназию, в которой уже давно внедрили экстернат, и куда приезжали дети даже из-за рубежа (родители которых, уехав на работу заграницу, хотели дать образование ребенку именно российское, чтобы по возвращению не было проблем с адаптацией). Опыт у гимназии в этом был большой, с радостью нас приняли (наши местные школы все отказывались обучать на экстернате, т.к. не имели опыта и не было желания его получать. Некоторые учителя сказали - вашего ребенка просто будут заваливать на аттестационных зачетах и экзаменах. Мол "был уже опыт некоторых родителей").

Получив все необходимые справки из гимназии мы сообщили об этом в бывшую школу, указали в каком учебном заведении теперь будет обучаться дочь и, после этого, к нам больше претензий не предъявляли. Школе просто надо было, чтобы все на бумажке было написано, чтобы претензий к ним никто не смог "сверху" предъявить... а то мало ли что? а вдруг? :))) Ну, а мы поняли, что законы, все таки, знать надо. :))))

Несмотря на то, что приходилось периодически заниматься с дочкой по разным предметам самим (а иногда брать репетиторов по вопросам, которые были тяжелы и для нас) - училась она с желанием и легкостью. Экзамены и зачеты, которые мы сдавали раз в пол года, были для нее интересны: она общалась с преподавателями, рассказывала свои мысли о тех или иных предметах и по существу вопросов, даже немного дискутировала (…иногда). Преподаватели со своей стороны говорили: «Вот бы у нас наши ученики все так учились» (имеется ввиду те, кто ходят в гимназию в режиме «оффлайн»).

При этом у нее хватало времени на обучение игре на гуслях, на поездки на фестивали, компьютерные игры, занятия конным спортом, танцами, пением в хоре и много других интересных занятий, которые мы устраивали для нее и младших детей.

Так ее увлечение игрой на гуслях вылилось в поездку на фестиваль братских славянских народов, который прошел в России, Беларусии, Польше, Чехии, Украине. Организаторы оплачивали переезды. Ребятам и девчатам было интересно познакомиться друг с другом и пообщаться, соприкоснуться с разными традициями и показать свои.

Жизнь была заполнена общением, радостью, познанием. При этом она научилась концентрироваться на обучении, когда подходило время сдачи экзаменов и зачетов в школе (надо было вспомнить все, что прошла раньше, выучить то, что еще не знала). Это потом очень помогло в университете.

Закончила школу на отлично. Поступила в СПбГУ. Закончила с красным дипломом. Закончила интернатуру. Сейчас в аспирантуре. И везде радость жизни и познанию, множество интересов и благодарность маме за то, что в свое время дала возможность пойти этим путем.

Было не легко. Но счастье ребенка этого стоило.

С сыном история немного другая, но тоже интересная… пока она еще в развитии.

Младшая дочь на экстернате с самого начала. И идти в обычную школу не хочет. Общения со сверстниками ей хватает. Все, что нужно – сдает. Всё, что необходимо узнать – узнает. И даже больше того. Да, не все предметы так глубоко, как в школе в наше время (80-е – начало 90-ых), но, а нужны ли они глубоко, если они забываются и в обычной школе почти сразу, и в жизни не пригодятся никогда? Так, для общего развития - она и так это узнаёт? А если пригодятся, то мы все знаем, как и где их найти…

Занимается рисованием, изучает языки, много путешествует. Занимается самообразованием постоянно. Языки отрабатывает «в живую» – иногда получается съездить за рубеж, где все, к нашей радости и гордости, отмечают хороший английский дочери.

Многое из этого возможно именно благодаря обучению на экстернате. Тем более современные технологии и интернет позволяют в сфере обучения то, что в 90-е было невозможно.

Общаясь на эту тему часто слышу соображения о необходимости "социализации". Но мне кажется, если вы уделяете этому вопросу должное внимание, то все будет в порядке. Секции, кружки, лагеря летнего отдыха и развития, мастер-классы по ремеслам, поездки родителей по стране и миру - все это служит на расширение пространства социальной адаптации ребенка. Для этого родители должны взять ответственность на себя, а не переложить ее на школу, где сейчас учителя не знают как справиться с потоком бумажных отчетов...

А ребенок будет на некоторое время огражден от той одуряющей чернухи, которая вносится в школьное пространство - мат, бездумное времяпровождение, нездоровое ранжирование в классе по уровням "достатка", "силы", "наглости" и т.п. Ведь наше поколение, выросшее в 80-90 привнесло сюда то, что ранее считалось недопустимым. В некоторых семьях считается нормой материться... иногда... чуть-чуть... Но это все впитывается ребенком, а несет он это в школу, где распространяет на неокрепшие, формирующиеся сознания своих одноклассников. Это входит в привычку, неосознанно.

Родители имеют возможность направить развитие своего ребенка на этапе формирования, чтобы он осознанно выбрал свой образ, свое мировоззрение. Он потом все равно столкнется с социумом, но не будет идти на поводу у него, а будет выстраивать свои отношения сознательно, творчески, будет вести себя как лидер своей жизни.

Примеры наших друзей, которые тоже пошли этим путем, подтверждают наблюдение: экстернат - это хороший выбор для развития творческого, самостоятельного человека. Возможность выбора для знаний и времени их освоения.

Ну, и в конце концов, если мы посмотрим на историю и ее деятелей, то очень много среди тех, кто оставил значимый след составляют именно обучавшиеся в детстве дома.

Если материал был для Вас полезным, просьба не забыть поставить лайк. Это даст возможность понять: интересно ли для читателей эта тема и необходимо ли ее более глубокое раскрытие.