Ненастье

Зигмунд Фрейд говорил: «Единственный человек, с которым вы должны сравнивать себя, — это вы в прошлом. И единственный человек, лучше которого вы должны быть, — это вы сейчас».

Многосерийный фильм «Ненастье» позволяет нам посмотреть на себя в прошлом. И особенно потому, что сейчас мы продолжаем упорно сравнивать нашу жизнь с жизнью западных стран, этот фильм полезен для каждого россиянина. Он чувственно даёт понять, какой путь мы прошли в развитии нашего коллективного восприятия реальности в рамках своей страны с тех пор.

В картине мы видим те времена, когда вчерашнее единое государство с высокими ценностями и нравственными ориентирами проваливается в идеологическую пустоту и лишь редкие люди, склонные к рефлексии, как Немец, задаются вопросом: «Куда мы идём?»

Немец и Лихолетов

Немец – представитель звукового вектора. Звуковики – это люди, для которых вопрос смысла жизни стоит в центре их мировосприятия. Они не могут жить, не задумываясь о том, зачем это все? И только людям со звуковым вектором в поддержку этого вопроса милосердная природа дарует инструмент – абстрактное мышление и особые психические свойства, чтобы они нашли на него ответ.

Немец задаёт свои экзистенциальные вопросы уретральному Лихолетову. По своей природе уретральник совсем не человек рефлексии, он человек действия, несущий ответственность за всех тех людей, с которыми он ощущает общность, в данном случае по Афгану. Для выполнения своей роли вождя в стае уретральник наделён такими психическими свойствами, как иррациональным мышление, неограниченность. Поэтому на глубокий звуковой вопрос Немца он отвечает, не задумываясь:

Все, немец, нет больше твоей страны и присяги нет. Теперь мы наша страна, что для нас хорошо, то и справедливо.

Это символичный момент, ведь именно такое внутреннее решение принял каждый россиянин в те времена. Общество разбилось на крохотные группки, внутри которых люди давали друг другу поручительство и во всем доверяли, с большим подозрением относясь к тем, кто вовне. Как правило ближний круг – это семья, товарищи по Афгану или по двору: люберецкие, солнцевские и т. д.

И началась война

Самая настоящая война всех против всех. Что хорошо для меня и моей семьи, то и есть правда, то и есть справедливость, то и есть ценность.

Общество неминуемо маргинализировалось. Кто-то сокрушался, кто-то спивался, как папа Тани, кто-то старался просто не думать об этом и принимал все как есть. Были и те, кто до последнего пытались удерживать внутренний нравственный стержень, как Немец, например. Но даже он пошёл на грабеж, потому что понимал, что его товарища и вождя афганцев Серегу Лихолетова предали.

Вождь по своей сути – человек не преступный, он до последнего был против, чтобы афганцы занимались рэкетом, и до последнего пытался сохранить честь офицера в этих сложных условиях. Но он оказался съеден мелкой алчностью своих же товарищей.

Алчностью, что охватила всю страну, не оставив места для благородных помыслов и обесценив такие высокие идеалы, как милосердие, сострадание, честность, преданность, любовь.

Антимузы

Настали времена, когда даже самая утонченная девушка мечтала выйти замуж за криминального авторитета и видела в этом романтику. Тогда даже те женщины, которым по природе свойственно желать мира и безопасности, своими желаниями и сексуальными предпочтениями бессознательно поощряли эту бессмысленную войну.

Те, кому удавалось быть более эффективными антимузами, надевали шубы, селились в новые квартиры и с гордостью ели паразитическим образом добытый хлеб.

Главная героиня сериала Таня Куделина – кожно-зрительная инфантильная девочка. Неуверенная и не способная выбирать, она сначала притягивается к Лихолетову, потому что рядом с вождём ощущает большую защищенность. Когда Лихолетов сам её прогоняет, она приходит к Немцу. В отношениях с ним Таня перенимает принятые обществом ценности и ощущает желание иметь детей, которое постепенно растёт и заполняет собой всю совместную с Немцем жизнь. Но забеременеть естественным образом у нее не получается. Для другого способа нужны огромные деньги.

Символ веры

Немец – человек с высокими нравственными ориентирами, в какой-то момент приходит к выводу, что имеет право на преступление.

В его лице этот психологический надлом символизирует утрату веры в завтрашний день с точки зрения нравственного императива всей нации.

Общество погружается в циничный, инфантильный гедонизм.

И не стоит удивляться тому, что на выборах у окончательно маргинализированных афганцев Лихолетов терпит поражение. Его попытка пробудить веру в будущее своей программой стратегического развития оказывается тщетной. Верх одерживает алчный банкир, предлагающий конфетку здесь и сейчас и попадающий своим предложением прямо в сердце всего народа.

И женщины в этом выборе играют важную роль: именно они подбивают мужчин на предательство и попрание здоровых общественных ориентиров.

Серега Лихолетов олицетворяет веру в народ и его будущее, в чем-то схожий с верой в хорошее матери безнадежно больного ребёнка. Пока Лихолетов жив, жива и надежда. Когда в сердце нашего народа он погибает, точнее мы убиваем его в себе, вместе с ним растворяется и вера в народ и его будущее.

А теперь давайте посмотрим каждый сам на себя и спросим: Допускаем ли мы сегодня веру в счастливое будущее нашей страны? Иначе говоря, выберем ли мы Лихолетова сегодня?

Статья написана с использованием материалов тренингов "Системно-векторная психология" Юрия Бурлана