"Сталинский букварь" и будущее России

Восточная мудрость гласит: «Хочешь завоевать народ, воспитай его детей». Воспитав детей врага своего, вы лишите его наследников и продолжателей дела.

Дети врагов будут исповедовать другие ценности, и поклоняться другим идеалам, нежели их родители. Они уже не станут защищать ценности и идеалы своих родителей, ставшие чем-то чуждым. Не зря ведь говорят: «Мать не та, что родила, а та, что воспитала». Это пошло еще с тех времен, когда, захватывая поселения, как правило, убивали мужчин и пленили женщин, а детей забирали и делали из них воинов, которые в будущем воевали против своего народа. Так, «мамелюков» в средневековом Египте набирали из детей рабов, внешне имевших сходство с коренным населением, но воспитанных в чужой религии, для использования против своих соплеменников в качестве лазутчиков или диверсантов.
Самым важным для начинающего постигать мир ребенка является правильное образование. В самом слове «образование» заключен смысл закрепления определенных образов и понятий.
Русский язык довольно сложен в изучении из-за одной своей особенности: одни и те же слова пишутся и читаются по-разному. До 1985 года школьная программа строилась на зрительно-логической подаче материала. С первого класса ученики видели и запоминали буквы, тренировались по специальным образцам и только потом учились писать диктанты. Суть этого метода была в том, что ученики сначала учились графически изображать то, что увидели собственными глазами. Обучающиеся логично воспринимали правила русского языка, так как у них ранее были сформированы зрительные навыки.
Дети врагов будут исповедовать другие ценности, и поклоняться другим идеалам, нежели их родители. Они уже не станут защищать ценности и идеалы своих родителей, ставшие чем-то чуждым. Не зря ведь говорят: «Мать не та, что родила, а та, что воспитала». Это пошло еще с тех времен, когда, захватывая поселения, как правило, убивали мужчин и пленили женщин, а детей забирали и делали из них воинов, которые в будущем воевали против своего народа. Так, «мамелюков» в средневековом Египте набирали из детей рабов, внешне имевших сходство с коренным населением, но воспитанных в чужой религии, для использования против своих соплеменников в качестве лазутчиков или диверсантов.
Самым важным для начинающего постигать мир ребенка является правильное образование. В самом слове «образование» заключен смысл закрепления определенных образов и понятий.
Русский язык довольно сложен в изучении из-за одной своей особенности: одни и те же слова пишутся и читаются по-разному. До 1985 года школьная программа строилась на зрительно-логической подаче материала. С первого класса ученики видели и запоминали буквы, тренировались по специальным образцам и только потом учились писать диктанты. Суть этого метода была в том, что ученики сначала учились графически изображать то, что увидели собственными глазами. Обучающиеся логично воспринимали правила русского языка, так как у них ранее были сформированы зрительные навыки.

Но в 80-х годах учебный процесс подвергся изменениям, и новая программа внедряется во все школы. Фонематика становится главенствующей формой обучения родному языку. Это метод, при котором требуется различать звуки произносимых слов на слух. То есть учащихся сначала знакомили с понятием звука, а потом с самими буквами. В результате в диктантах и сочинениях слова были написаны так, как их слышали ученики: «каза», «карова» и т.д. В детских садах отводили специальные часы на развитие фонематического слуха у детей, их учили анализировать звуковой состав слов, выделять фонемы. Детям навязывают звуковой образ слова, при этом графическое его изображение уже не играет первостепенной роли.

Сказать, что это всё — чей-то злой умысел, значит не сказать ничего. Современная система образования по сравнению с советским периодом очень многое потеряла. Советская система образования превосходила аналогичные системы образования зарубежных стран по широте тематического спектра и глубине изучения предметов.

А к чему мы пришли сейчас и почему вокруг так много безграмотных?

Это из учебных пособий!

Это только кажется смешным, если бы не было так грустно.
Это только кажется смешным, если бы не было так грустно.

К тому же дилетантское отношение ответственных лиц в нашем министерстве образования и принимаемые ими необдуманные решения не внушают оптимизма.

Немногие понимают, что под оболочкой реформ весь постсоветский период идет целенаправленное, управляемое из-за океана тотальное разрушение национального образования. Процесс разрушения начинали фонды Сороса, Макартуров, "Фридом Хаус"(Freedom House) и так далее. Многих из них уже выставили из России, но остались и продолжают действовать порожденные ими структуры.

Зачем-то в школы ввели уроки основ религиозных культур, отнимая часы у предметников, вводят занятия шахматами, борьбой и т.п. Если хотите что-то добавить, то вводите факультатив. Кто захочет, тот и будет его посещать, но незачем вносить эти занятия в обязательную школьную программу. Родители как будто не понимают, что это всё идёт в ущерб получению их детьми знаний по основным образовательным предметам.

Странно, но почти ни у кого эта ситуация не вызывает вопросов.

Издание учебников поставлено на коммерческую основу и превратилось в очень выгодный бизнес. Крупные издательства поглотили более мелкие и монополизировались. Тем более что постоянный спрос на учебную литературу приносит им стабильную прибыль с высокой доходностью. Так, средняя цена на учебную литературу по одному предмету за один учебный год составляет 500 рублей. Только в начальной школе учебники необходимы для 7 предметов, а в старших классах их значительно больше. Можете сами подсчитать, сколько в стране миллионов учащихся, и какие деньги вращаются в этом бизнесе. Но количество тут не переходит в качество.

Энтузиасты старшего поколения, неравнодушные к угасанию образования в нашей стране, предпринимают отчаянные попытки вернуть утраченные знания и возродить советскую систему образования в её лучших чертах.

В начале 2017 года в интернете стартовал проект Дмитрия Фронтова «Сталинский букварь». Это работа по переизданию «Букваря» 1952 года знаменитого советского педагога А. И. Воскресенской и «Прописей» 1948 года для занятий чистописанием. Букварь Воскресенской 1944 года выпуска в своё время выдержал 20 изданий. По нему учились наши дедушки и бабушки, двигавшие вперёд советскую науку в 70-80 годы XX века.Пишет автор проекта:
В начале 2017 года в интернете стартовал проект Дмитрия Фронтова «Сталинский букварь». Это работа по переизданию «Букваря» 1952 года знаменитого советского педагога А. И. Воскресенской и «Прописей» 1948 года для занятий чистописанием. Букварь Воскресенской 1944 года выпуска в своё время выдержал 20 изданий. По нему учились наши дедушки и бабушки, двигавшие вперёд советскую науку в 70-80 годы XX века.Пишет автор проекта:

«С рождением дочери в январе этого года я стал задумываться, помимо всего прочего, о том, как она будет учиться в будущем, по каким учебникам и программам. В итоге пришёл к выводу, что с тех пор, как я сам закончил школу, многое изменилось, причём не в лучшую сторону. Последней каплей стало изучение статьи «Как изменилась главная книга первоклассника за 50 лет».

Из первоначально заявленных автором требуемых на переиздание 160 000 рублей в итоге была собрана впечатляющая сумма 420 280 рублей (от 714 спонсоров).

Перед началом работы Дмитрий провёл опрос о необходимости адаптации «Букваря» 1952 года к современным реалиям при переиздании и необходимости убрать портреты Сталина, Ленина, Молотова, а также упоминания о пионерах и колхозах. В итоге около 70% опрошенных участников высказались за сохранение оригинального содержания.

Дмитрий Фронтов о проекте «Сталинский букварь»

Целью первоначального проекта было дать учебный материал сознательным родителям, недовольным качеством современных букварей. Также, по согласованию с руководством заведений, выпущенные учебники могут поставляться в школы или дошкольные студии.

Примечательно, что часть учебников передавалась в дар малоимущим, оставившим свои заявки на сайте, а также для комплектации и отправки партии учебных материалов в детские дома, некоторые школы Российской Федерации, а также на Донбасс и в Абхазию. Следующая цель проекта — возрождение классических советских учебников 1940-1950-х годов.

Историк и педагог, член консультативного совета комитета Госдумы по безопасности Евгений Спицын недавно опубликовал свой четырехтомный «Полный курс истории России», который СМИ чаще называют «народным учебником». Сам Спицын поясняет, что первый тираж был издан на народные средства, собранные в социальных сетях. Автору в итоге пришлось переформатировать учебник в пособие для учителей истории, потому что его не допустили к открытому конкурсу на создание базового учебника истории по ИКС — историко-культурному стандарту. По итогам этого мероприятия победили всё те же издательства и группы авторов, известные уже не одному поколению школьников. Учебник Спицына получил положительные оценки от Николая Бурляева, Геннадия Зюганова, Сергея Миронова, бывшего начальника Генштаба СССР, генерала армии и историка Владимира Лобова и многих других известных людей.

Евгений Спицын:

«Беда нынешних учебников в том, что они не ставят грамотно вопросы. Они даже не западников каких-то идейных воспитывают, а просто пустышек, не знающих и не понимающих истории. Когда не ведаешь, что происходило с твоей страной, легко впихнуть в сознание любые установки, манипулировать тобой».

Обращаю внимание общественности на то, чему и по каким учебникам учат наших детей, и почему в итоге у нас получается малограмотное общество потребителей. Это же наши дети. Им мы доверим будущее страны!

Автор: Кантемиров Виктор

Магазин проекта "Сталинский букварь"

Группа проекта в Вконтакте

Группа проекта в Одноклассниках

Школа по-сталински: почему родители хотят учить детей по советским учебникам?

Среди активных родителей набирает обороты новое веяние: недовольные современными учебниками, они отказываются от школьного образования и учат детей по книгам 1930-40х годов. Почему, и чем это чревато? Разберёмся с адептом такого обучения и учителями.

Учебники, от которых седеют родители

– В 2015 году у меня ребёнок пошёл в первый класс. Она отучилась у меня там пять дней, и я её забрала. Пока она там эти пять дней училась, я полистала её учебники – и у меня волосы встали дыбом и поседели.

Петербурженка Мария Руткаускас, мама двух дочек, одной из которых уже десять лет, является создателем проекта «Семейное обучение по советским учебникам» и одноимённой группы в соцсети. Собственную старшую дочь Мария обучает дома по учебным материалам сталинских времён – 1930–40х годов.

Три года назад Мария вместе с мужем и ребёнком переехали из Петербурга в деревню на берег Волги, а дочь перевели на домашнее обучение. Тогда же и появился проект – практически сам собой, по словам женщины. Идея вернуть в систему образования учебники, изданные восемьдесят лет назад, пришла в голову не только Марии, но и «многим людям одновременно», как отметила сама петербурженка.

Сталинский букварь – российским городам

Движение за возврат к «советскому образованию» и сталинским учебникам существует уже несколько лет. Активисты указывают на то, что современные учебники, по их мнению, гораздо хуже структурированы, да и в целом не дотягивают до сталинского качества. Кроме того, важен для идеологов этого движения и морально-этический аспект.Фото: rvs.su
Движение за возврат к «советскому образованию» и сталинским учебникам существует уже несколько лет. Активисты указывают на то, что современные учебники, по их мнению, гораздо хуже структурированы, да и в целом не дотягивают до сталинского качества. Кроме того, важен для идеологов этого движения и морально-этический аспект.Фото: rvs.su

В Петербурге, а также Самаре, Саратове, Тольятти, Сызрани, Новосибирске, Свердловской области и других городах России ведётся набор детей в небольшие классы, преподавание в которых будет вестись исключительно по сталинским учебникам. В Севастополе есть школы, где обучение уже переведено на материалы 1930–40х годов.

А чтобы у детей не возникал когнитивный диссонанс, активисты общественной организации «Родительское Всероссийское Сопротивление» («РВС») сами переиздали основные учебники сталинских времён для начальных классов. В переизданных книгах, как рассказала Мария Руткаускас, нет «пионеров и стахановцев», зато полностью сохранён учебный компонент. Среди «новых советских учебников» – «Букварь», «Арифметика» за первый и второй класс, «Русский язык» и «Родная речь» за первый класс, а также «Рисование» и «Родная песня».Фото: rvs.su
А чтобы у детей не возникал когнитивный диссонанс, активисты общественной организации «Родительское Всероссийское Сопротивление» («РВС») сами переиздали основные учебники сталинских времён для начальных классов. В переизданных книгах, как рассказала Мария Руткаускас, нет «пионеров и стахановцев», зато полностью сохранён учебный компонент. Среди «новых советских учебников» – «Букварь», «Арифметика» за первый и второй класс, «Русский язык» и «Родная речь» за первый класс, а также «Рисование» и «Родная песня».Фото: rvs.su

– В магазинах эти учебники не найдёшь, – рассказывает Мария Руткаускас.– Если кто-то хочет их купить – они обращаются либо в «РВС», либо есть группа ВКонтакте, она так и называется – «Сталинский букварь».

А началось всё с присоединения Крыма...

Создательница проекта «Семейное обучение по советским учебникам» рассказала, с чего всё на самом деле началось. Как выяснилось, волна выступлений за сталинские учебники поднялась впервые в Севастополе:

– Началось всё с того, что, когда Крым стал «наш», дети там тоже стали учиться по нашим учебникам. И когда родители открыли эти учебники – у них тоже волосы встали дыбом. Они отказались по ним заниматься и подняли советские учебники. А потом «РВС» взялись непосредственно за их редактирование. Они вырезали Сталина, Ленина, пионеров, сделали современные учебники. Но структуру, задачи они оставили как есть.
Фото: flickr.com/ JTK 94131
Фото: flickr.com/ JTK 94131

В Севастополе уже два года ученики начальных классов двух школ учатся по тем самым «переизданным и дополненным» советским учебникам. Идеологи этого движения называют советскую методику «классической» и уверены, что лучше неё не найти.

Впрочем, не все вырезают из учебных материалов пионеров и Сталина – многие берут старые учебники как есть. Более того, как рассказала 78.ru Мария Руткаускас, эти учебники даже переиздают в первозданном виде. Так, один из идеологов движения собирает средства на краудфандинговых платформах и печатает «конкретно сталинские учебники» без изменений.

– Ещё у нас есть «Русская классическая школа», они тоже немного переделали советские учебники. Математику они взяли Пчёлко, но в остальном они опираются на Ушинского. Такие учебники тоже можно приобрести, – поделилась Мария Руткаускас.Фото: rvs.su
– Ещё у нас есть «Русская классическая школа», они тоже немного переделали советские учебники. Математику они взяли Пчёлко, но в остальном они опираются на Ушинского. Такие учебники тоже можно приобрести, – поделилась Мария Руткаускас.Фото: rvs.su

Набор детей в специальные классы – это инициатива самих родителей, уточнила петербурженка. Но, в целом, всем эти занимается «РВС»:

– Они собирают инициативных родителей и формируют потом в школах классы, которые обучаются по этим учебникам. В принципе, это же не запрещено – выбор программы. Насколько я знаю, несколько лет назад особенно инициативные родители в одном городе встали в позу и сказали: будем учиться только по советским учебникам. И сами распечатывали эти учебники. А потом, благодаря «РВС», над этим стали более активно работать. Тем более, что учителя, в принципе, не против, им нравятся эти учебники, – отметила наша собеседница.

«Поэтому у наших детей полная неграмотность»

Сама Мария занимается сейчас обучением своей старшей дочери на дому и активно делится собственным опытом в соцсетях. Петербурженка рассказала, чем же ей особенно не понравились современные учебники:

– Если коротко, суть в том, что он не логичны. Возьмём любой предмет: русский, математика, чтение, азбука – неважно. Если мы берём саму структуру построения учебника – нет логики. Каждая новая тема не опирается на предыдущую. Хаос.
Фото: globallookpress.com/ Andrey Arkusha
Фото: globallookpress.com/ Andrey Arkusha

По словам Марии Руткаускас, из-за этого у детей в голове появляется бардак.

– Плюс в учебниках по краям вставлены дополнительные материалы. Смотрите, в классе тридцать человек. Структура выстроена так, что ребёнок просто не ничего понимает: вчера была одна тема, а сегодня совершенно другая, не имеющая никакого отношения к первой. И плюс – куча отвлекающих материалов. То есть у ребёнка формируется клиповость мышления. С одной темы он переключается на другую, потом переключается на учебник, где дополнительные материалы, плюс они же ещё и поболтают друг с другом… Вот поэтому у нас сейчас у детей полная неграмотность, – делает вывод Мария.

Гримасы нелюбви к земле

Не нравятся маме двух дочек и другие моменты:

– Если говорить об оформлении, то это тоже жуть. Как нарисованы люди, в каких они позах, какие у них лица, какие гримасы... Если мы берём азбуку – там очень много таких картинок, например, рисуются бокалы из-под выпивки, хотя налит в них вроде бы сок. Рисуется что-то вроде бутылки лимонада «Буратино», но выглядит реально как двухлитровая бутылка из-под пива. Есть картинки, где труд или учёба, но на них не изображены люди, а изображены животные. То есть ребёнок в принципе не воспринимает учёбу как что-то хорошее.
Фото: globallookpress.com/ Komsomolskaya Pravda
Фото: globallookpress.com/ Komsomolskaya Pravda

Как рассказала Мария, она проанализировала несколько современных учебников и осталась крайне недовольна результатом. Так, например, на всю азбуку она нашла лишь одну картинку с изображением труда на земле.

– При этом, у человека там было такое лицо, как будто он просто ненавидит эту землю. И в таком духе выстроен весь учебник, – поделилась женщина.Фото: globallookpress.com/ Komsomolskaya Pravda
– При этом, у человека там было такое лицо, как будто он просто ненавидит эту землю. И в таком духе выстроен весь учебник, – поделилась женщина.Фото: globallookpress.com/ Komsomolskaya Pravda

Моментов, которые оттолкнули Марию Руткаускас от современных учебников, довольно много. Всё это и подтолкнуло её к советским материалам.

– Я сама по образованию учитель начальных классов, правда, честно говоря, не работала по специальности, – отметила женщина. – Когда я заканчивала колледж в девяностых годах, у нас были традиционные учебники. И я подумала – это же советские учебники, а дай-ка я их посмотрю! Открыла учебники семидесятых годов, думаю – а дай посмотрю, что дальше. Так и добралась до сталинских учебников.

Чёткость структуры и грамотный анализ

В первом классе Мария учила дочь по учебникам 1980-х - 1950-х годов. Но сталинские, по мнению матери, вне конкуренции. Мария считает, что материал там представлен более глубоко и полно, а также более компактно и логично выстроен. Среди советских учебников по математике, к примеру, родители-активисты предпочитают «Арифметику» А. Пчёлко, «потому что там очень хороший анализ».

– Учебник компактный, чёткий, там всё грамотно выстроено, и каждая новая тема всегда опирается на старую, – отметила Мария. – Там каждый новый урок – это повторение старой темы и сразу переход на новую тему. То есть они уникально выстроены таким образом, что не запомнить материал просто невозможно. И именно потому, что учебники чётко и грамотно выстроены, материал очень легко усваивается ребёнком.
Фото: rvs.su
Фото: rvs.su

Мария Руткаускас рассказала, что использовала для обучения дочери «Родную речь» Е. Е. Соловьёвой, учебники по русскому языку Н. А. Костина, «Естествознание» В. А. Тютерева, советскую «Географию» и другие материалы.

На вопрос, как же быть с устаревшей информацией, петербурженка сообщила, что учитывает современные реалии:

– Если это природоведение, например, или современная география – я, конечно, убираю то, что неуместно. Я же не брала просто учебник, я ещё поднимала кучу материала, на который и опиралась!

Мнение преподавателя: разрыв величиной с космическую бездну

У современных преподавателей, впрочем, совсем другой взгляд на данное движение. Директор Санкт-Петербургского губернаторского физико-математического лицея № 30 Алексей Третьяков, к примеру, заявил, что считает эту инициативу крайне странной.

– Всё-таки машина времени не изобретена, – развёл руками директор лучшего лицея Петербурга. – Когда мы покупаем лимонад, сделанный по советским ГОСТам, как в Советском Союзе – это хоть как-то понятно. Но жизнь-то всё-таки не остановилась - она ушла очень далеко вперёд. По отдельным наукам – так это вообще просто космос по сравнению с тем, что было.
Фото: globallookpress.com/ Komsomolskaya Pravda
Фото: globallookpress.com/ Komsomolskaya Pravda

Алексей Третьяков согласился, что в своё время в советской системе образования было много хорошего. Однако даже за последние 30-40 лет в науке произошли огромные изменения – не говоря уже о том, что за 80 лет многие вещи поменялись кардинально.

– Даже по моей любимой математике, которая наиболее консервативна, и то методика ушла далеко вперёд, – отметил преподаватель. – Мы активно преподаём статистику, комбинаторику, вероятность, ещё некоторые моменты, которые точно не обсуждались в советской школе, их вообще не было в базовых советских учебниках. Сейчас всё это есть, и это хорошо, потому что и статистика, и вероятность – это то, что нужно в реальной жизни.
Фото: rvs.su
Фото: rvs.su

Помимо этого, рассказал Алексей Третьяков, в современной школе значительно глубже изучают интегралы и производные, в то время как в советской интегрированию уделялось очень мало времени.

– Комплектные числа стали более активно изучаться, чего в советское время в базовых школах точно не было, – перечисляет директор лицея № 30.

В то же время, многие темы просто-напросто ушли в прошлое и стали неактуальны для современной науки.

– Поэтому мне кажется, что использовать советские учебники сейчас даже по математике странно, а уж если мы говорим про обществознание… Ну, какое могло быть обществознание в Советском Союзе? Понятно, что это был совершенно другой взгляд на мир и общество, чем тот, который есть сейчас, – заявил Алексей Третьяков.Фото: globallookpress.com/ Viktor Pogontsev
– Поэтому мне кажется, что использовать советские учебники сейчас даже по математике странно, а уж если мы говорим про обществознание… Ну, какое могло быть обществознание в Советском Союзе? Понятно, что это был совершенно другой взгляд на мир и общество, чем тот, который есть сейчас, – заявил Алексей Третьяков.Фото: globallookpress.com/ Viktor Pogontsev

Впрочем, даже такие вещи, которые кажутся нам незыблемыми – например, алфавит – по мнению директора физико-математического лицея следует сегодня преподавать совсем иначе. Просто потому, что у детей иной повседневный опыт, да и вся современная реальность – иная.

– Современные дети, я думаю, буквы трактуют уже несколько по-другому. Условно говоря, если в букваре на букву «О» была корова – то сейчас, я думаю, не все дети ассоциируют эту букву с коровой, – пояснил преподаватель.
(какой странный преподаватель, что за азбука у него была? Наверное, какая-то индивидуальная, видимо родители учили его дома. В советской азбуке на букву "О" был ослик и осы - Ж.Ч.)

То же самое отметил и Сергей Богданов, ректор РГПУ имени А. И. Герцена:

– Изменилось психофизиологическое восприятие текста. Изменились условия. Поэтому нужны новые учебники.

Гибкость против стабильности

Свои плюсы и минусы, бесспорно, есть и у современной системы образования, и у советской.

– В первую очередь, плюс советской системы образования был в том, что это была именно система, – отметил Алексей Третьяков. – Предметы шли со взаимным проникновением, были межпредметные связи, всё это было наработано годами и десятилетиями.
Фото: globallookpress.com/ Komsomolskaya Pravda
Фото: globallookpress.com/ Komsomolskaya Pravda

Но и у современного образования есть серьёзные положительные моменты:

– Если говорить про плюсы современной системы – она стала гораздо более гибкой и разнообразной. Это касается и содержания учебных предметов, и сети образовательных учреждений. То есть возможностей получить хорошее образование современные дети имеют гораздо больше. В этом я глубоко убеждён.

Советская система была «более крепкая», стабильная и простая, согласился Алексей Третьяков, и в ней было проще ориентироваться. Современная система сложнее, но этот момент перевешивают гибкость и бесконечное количество возможностей, уверен он.

Петербургский учитель: сталинские учебники не помогут на ЕГЭ

Олег Катренко, учитель истории и обществознания Академической гимназии № 56, завоевавший в 2015 году звание Учитель года, также уверен, что время не стоит на месте:

– Дети должны получать качественное образование, соответствующее современным условиям. Всё-таки есть Министерство образования, которое выпускает раз в несколько лет список рекомендованных учебников. Это делается не просто так – к созданию списка привлекаются эксперты, которые отслеживают, насколько те или иные учебники соответствуют федеральным образовательным стандартам, которые не первый год существуют в нашей стране, и насколько они актуальны с точки зрения научных знаний.
Фото: globallookpress.com/ Philippe Lissac
Фото: globallookpress.com/ Philippe Lissac

Учитель отметил, что обучение детей по сталинским школьным материалам точно не поможет им подготовиться к ЕГЭ и ОГЭ. А ведь им в любом случае придётся сдавать экзамены на общих основаниях, чтобы получить аттестат и иметь возможность поступить в вуз. (ясно дело. капиталистические учителя будут на стороне этих уже навязших в ушах ОГЭ и ЕГЭ, воспринимаемых уже почти как нецензурщина, а ведь те, кто учился по советским учебникам, решают эти тесты без всяких натаскиваний! - Ж.Ч.)

– Конечно, с ЕГЭ будут серьёзные сложности. В современных учебниках есть такое понятие как кодификатор ЕГЭ. Это специальный документ, в котором перечислены все термины, все понятия, тот самый знаниевый компонент, которым должен владеть ребёнок, когда он идёт на ЕГЭ, – пояснил Олег Катренко. (И именно поэтому для защиты своих репетитоских преференций они и навязали зубрёжку этих кодификаторов и терминов, которые детям вовсе не нужны, это пустая трата сил, времени и родительских денег! - Ж.Ч.)
Фото: globallookpress.com/ Bilderbox
Фото: globallookpress.com/ Bilderbox

Всё довольно просто: к примеру, на ЕГЭ по истории, согласно кодификатору, ребёнку нужно будет знать тысячу дат – и все эти даты обязательно должны быть в учебниках. Важна и точка зрения, с которой оцениваются исторические события.

– Если мы возьмём учебник сталинского периода – там совсем другое отношение к истории, – рассуждает преподаватель гимназии № 56. – Другое отношение, например, к периоду Ивана Грозного, и опричнина там оценена как прогрессивный шаг, направленный на ограничение власти бояр и усиление власти царя. Тогда как в современных учебниках и в материалах ЕГЭ предполагается, что ребёнок знает как минимум две альтернативные точки зрения. Одна предполагает, что это положительный момент, повлиявший на централизацию власти, а другая, отрицательная точка зрения опирается на гибель массы людей, разорение западных земель Руси и проигрыш в Ливонской войне. Фото: globallookpress.com/ Aleksandr Schemlyaev
– Если мы возьмём учебник сталинского периода – там совсем другое отношение к истории, – рассуждает преподаватель гимназии № 56. – Другое отношение, например, к периоду Ивана Грозного, и опричнина там оценена как прогрессивный шаг, направленный на ограничение власти бояр и усиление власти царя. Тогда как в современных учебниках и в материалах ЕГЭ предполагается, что ребёнок знает как минимум две альтернативные точки зрения. Одна предполагает, что это положительный момент, повлиявший на централизацию власти, а другая, отрицательная точка зрения опирается на гибель массы людей, разорение западных земель Руси и проигрыш в Ливонской войне. Фото: globallookpress.com/ Aleksandr Schemlyaev

У детей, обучавшихся на сталинских учебниках, будут большие сложности с гуманитарными науками на ЕГЭ, уверен Олег Катренко. Впрочем, и другие дисциплины будут хромать:

– А как изучать биологию? В сталинские времена генетика провозглашалась лженаукой, а сейчас ЕГЭ без генетических задач представить невозможно!

Скрытая логика современных учебников

– У нас есть две категории профессий, по которым все всё умеют: это медики и учителя. Все знаю, как лечить и как учить. На самом деле, учить – дело непростое, – отметил Олег Катренко.

Преподаватель объяснил, что моменты, которые кажутся родителям в современных учебниках нелогичными, на самом деле имеют вполне серьёзные обоснования. И связано иное построение образовательных материалов сегодня с тем, что сама система стоит на других столпах.

– У меня был даже случай, когда родители критиковали учебники, писали письма в различные ведомства о том, что учебник нелогичен, здесь то не так, там это не так, – вспоминает преподаватель. – Но они просто не понимают – сейчас нет такого, чтобы учебник был сам по себе. Он написан в рамках какого-то УМК – учебно-методического комплекса, какой-то линейки. То есть то, что маме кажется на данный момент нелогичным – использование той или иной задачи в первом классе, например, – на самом деле является подготовкой ребёнка к тому, чтобы в третьем классе он усвоил какой-то определенный материал. Вот и всё.Фото: globallookpress.com/ Aleksandr Schemlyaev
– У меня был даже случай, когда родители критиковали учебники, писали письма в различные ведомства о том, что учебник нелогичен, здесь то не так, там это не так, – вспоминает преподаватель. – Но они просто не понимают – сейчас нет такого, чтобы учебник был сам по себе. Он написан в рамках какого-то УМК – учебно-методического комплекса, какой-то линейки. То есть то, что маме кажется на данный момент нелогичным – использование той или иной задачи в первом классе, например, – на самом деле является подготовкой ребёнка к тому, чтобы в третьем классе он усвоил какой-то определенный материал. Вот и всё.Фото: globallookpress.com/ Aleksandr Schemlyaev

Кроме того, Олег Катренко отметил, что круто изменилась и концепция дошкольного образования. Если раньше ребёнка учили в садике считать, читать и различать фигуры, и в первый класс он приходил уже серьёзно подготовленным, то сегодня по закону в дошкольных учреждениях необходимо осуществлять лишь присмотр.

– И учителю первого класса часто приходится подтягивать ребёнка по разным направлениям – благодаря, в том числе, и учебникам новых стандартов, – подчеркнул преподаватель.

Опасности домашнего образования

С настороженностью петербургские преподаватели относятся и к самой идее домашнего обучения.

– Школа – это мощный институт социализации, – поясняет Олег Катренко. – У меня самого совсем маленький ребенок, два года, мы недавно пошли в ясли. И у него совершенно иное развитие, потому что он находится в обществе других себе подобных, он с ними налаживает контакт и так далее. А у ребёнка на семейном обучении вполне вероятны в будущем проблемы с социализацией.
Фото: globallookpress.com/ Gary Houlder
Фото: globallookpress.com/ Gary Houlder

Кроме того, в школе проходит множество олимпиад, конференций и других мероприятий, и лишённый всего этого ребёнок потеряет весьма ценный опыт.

– В школе трудится методист, психологи, логопеды, педагоги-организаторы, социальные педагоги, это же все не просто так, – разводит руками учитель. – А здесь получается, что родители, ведущие семейное обучение, берут на себя ответственность за всё.

Аналогичной точки зрения придерживается и Алексей Третьяков:

– Мне кажется, что к домашнему обучению нужно относиться очень-очень осторожно. Если проводить аналогию с медициной, то самолечение бывает очень вредно. Всё-таки образование – достаточно сложная вещь, и даже если родитель хорошо разбирается в русском языке и литературе, то вряд ли он так же хорошо разбирается в математике, физике, химии и всем остальном.
Фото: globallookpress.com/Michaela Begsteiger
Фото: globallookpress.com/Michaela Begsteiger

Директор физико-математического лицея уверен, что на домашнем обучении нельзя получить того, что даёт хорошая школа.

– Не говоря уже о социальных контактах. Образование – это все-таки и социализации, – уверен Алексей Третьяков.

Стоит ли на самом деле пытаться «построить машину времени», обучая детей по учебникам почти вековой давности? Конечно, родители могут решать сами – но все «за» и «против» следует взвесить особенно тщательно. И удобство сталинских учебников – далеко не единственное, что следует оценивать, переводя школьника на домашнее обучение по материалам сороковых.