Горечь дара: Польское фэнтези с необычным послевкусием

Что объединяет польское фэнтези из прочитанного, так это мрачность в деталях и в целом. Герои попадают в жестокие жернова сюжета и кажутся крохотными и мало на что влияющими пешками.

Но есть у польского фэнтези и другая особенность – в переводах его очень мало. Впрочем, есть и авторы, которые живут в Польше, но пишут на русском. Как Анна Алмазная и ее "Горечь дара".

Начало действительно очень завлекающее. Юноша по имени Рэми (прямо как у главного героя мультфильма «Рататуй») живет в лесу, разбирается в травах и ладит с животными. Кажется, что он вот-вот отправится в странствия, и начнутся чудеса на каждом шагу. В общем, мой любимый персонаж, за приключениями которого я следил не отрываясь. Два оставшихся героя – оборотни в прямом и переносном смысле (то есть не те, за кого себя выдают). Капризный принц Миранис, которого хотят убить, и солдафон Арман, который пытается его спасти.

Также книга напомнила цикл «Мир воров». Сырость, дожди и бури. Там тоже разбирали в основном местные дела без особых путешествий, остальная империя маячила где-то на заднем плане, все жутко мрачно, все жители одержимы демонами или призраками прошлого, а кругом заговоры и постоянные разборки между знатью и между богами. Вот только одно детективное дело обычно целиком умещалось в один рассказ, а не во всю книгу.

Три параллельные линии часто перескакивают друг на друга и собираются воедино ближе к концу. Мне было не очень легко за ними следить, одновременно пытаясь разобраться в особенностях жизни Кассии и призраках прошлого персонажей. Во всех этих перипетиях места для полноценной любовной линии просто не хватает. Все мельком и урывками, как свидания Рэми и его возлюбленной. А жаль, ведь написан роман живым сочным языком, который помогает сводить все компоненты воедино.

И только сосредоточишься на основной сюжетной линии, как выскакивает ее разгадка. Казалось бы, все встало на свои места, но ощущение, что тебе чего-то недосказали. И новые тревоги за судьбу персонажей, чей дар – он же их проклятье.

Как послевкусие от горького шоколада. Вроде бы богатое и насыщенное, но осознание, что большинство какао-деревьев обречено на вымирание к 2030 году, наполняет сердце печалью (не говоря уже о лишних калориях). А уж сколько он будет стоить в будущем…

Так что ловите момент, пока есть возможность! 

1. Общее впечатление от книги — Несколько запутался в сюжетных линиях, но под конец все свелось воедино. Похоже, сказывалось незнания мира предыдущих книг. А может для детектива так оно и надо. Но вообще итоговое впечатление великолепное, хотя и не дотягивает до заявленного эпического (не увидел масштабных сражений).

2. Сюжет — В силу того, что все вокруг интригуют или умалчивают что-то, следить за ним не всегда просто, но очень интересно. После где-то первой четверти мне показалось, что динамика немного забуксовала, но уже вторая часть была гораздо понятнее и живее. А в конце исчезло большинство вопросов.

3. Повествование — Динамика, конечно, свойственна скорее детективу. Битвы не очень многочисленные, рассуждений много.

4. Герои — Герои описаны довольно подробно, с предысториями. Психология прописана глубоко, но их души – все равно зачастую потемки, так что не каждое их действие предсказуемо. Симпатичен скорее Рэми, Арман – опасен и неприятен, Миранис – даже отвратителен. Он капризничает и не хватает ему обаяния. Второстепенных персонажей автор не жалеет.

5. Язык и стилистика — Прописано все хорошо. Одна из самых сильных черт романа. Описания даже превосходят диалоги. Любителям пейзажных зарисовок должно понравиться.

6. Фантдопущение — Магия психологична, а не эффектна, и очень хорошо двигает сюжет. Мистические существа – в основном оборотни, которых на каждом шагу. Ничего из этого выкинуть или заменить не хочется – все на своем месте.

7. Психология отношений — Все персонажи замотивированы и ведут какую-то свою игру, особо ни с кем не сговариваясь.

8. Основная мысль текста — Не сказать, что основная, но исходя из содержания видятся следующие выводы: Дар могущества очень тяжел, но дает право выбора. А вот тем, у кого его нет, в книге здорово не везет. Простых людей избивают, убивают, выкидывают из окон, они ничего не могут поделать с этим и вообще влачат жалкое существование. Философское рассуждение о том, как плохо быть бедным – лишнее тому подтверждение.

9. Оригинальность — Что напомнило – описано выше. Такое не на каждом шагу встретишь.

10. Востребованность — Кому-то может показаться, что преимущественно на любителей "женского фэнтези", но нет. Любовные чувства и порывы – не двигатель сюжета, равно как и не являются основным источником описаний.