Керамика и фарфор в Европе и России - от Ренессанса до Малевича

12 July

Человечество ещё в глубокой древности узнало об уникальных свойствах глины. Уже у самых примитивных древних народов была художественная керамика. Европа внесла важный вклад в искусство изготовления изделий из этого материала. 

Ренессанс

В эпоху Возрождения в области керамики, в основном, работали мастера, не имевшие достаточного таланта, чтобы писать картины. Поэтому дошедшие до нас образцы ренессансной керамики имеют низкое качество, по контрасту со всеми остальными видами искусства того времени. Но были в эпоху Возрождения и гениальные керамисты. Один из них – знаменитый французский мастер Бернар Палисси. Он был гугенотом, и во времена Реформации, среди ужасов религиозных войн, мечтал о прекрасной подземной стране, в которой могли бы укрыться несчастные преследуемые протестанты. Всё это наложило отпечаток на его творчество. Его керамика так реалистично блестит, что кажется влажным мхом или травами, в то время как главные герои его произведений – также обитатели влажных мест – водные змеи, раки, лягушки, рыбы. Все они анатомически точны и по–своему прекрасны. Цвета Палисси – сдержанные зелёные, болотные, жёлтые и красно – оранжевые. 

Одно из «сельских блюд» Б. Палисси. Париж. Лувр. Автор I, Sailko
Одно из «сельских блюд» Б. Палисси. Париж. Лувр. Автор I, Sailko

Севр и Мейсен

Однако это был ещё не фарфор, а глазурованная глина. Секрет же самого фарфора был раскрыт европейцами намного позже, в начале восемнадцатого века немецким учёным Бётгером. Вскоре эстафету немецкого Мейсенского фарфора, копировавшего мотивы китайских изделий, перехватила французская фабрика в Венсене, позднее переехавшая в Севр. Там был создан особый, узнаваемый стиль. Округлые, выпуклые роккайльные формы, на которые были нанесены разнообразные сюжеты в рамочках из позолоченных цветочных узоров. Цвета – яркие и сочные (зелёный, синий, красный, и, конечно же, розовый «помпадур»). Позднее стиль изменился, и на заводе стали изготавливать посуду менее броских цветов, окрашенную в жемчужные белые и прозрачные оттенки светлых цветов.

Три фарфоровые фигурки по образцу Иоганна Иоахима Кендлера, изготовленные на Мейсенской фарфоровой мануфактуре. Фигуры основаны на персонажах из комедии дель арте. Автор Sean Pathasema/Birmingham Museum of Art
Три фарфоровые фигурки по образцу Иоганна Иоахима Кендлера, изготовленные на Мейсенской фарфоровой мануфактуре. Фигуры основаны на персонажах из комедии дель арте. Автор Sean Pathasema/Birmingham Museum of Art

Веджвуд

В Англии слава местного фарфора началась с уникального открытия. Группа археологов обнаружила античную вазу с резьбой из драгоценного камня, по технике напоминающей камеи. На чёрном фоне были созданы контрастные белые полупрозрачные рельефы. Английский мастер - керамист Джозайя Веджвуд попытался доказать, что фарфор может создавать художественные эффекты не хуже античного образца. Он выработал формулу двухцветного фарофора с синей или коричневой основой, на которой формировались яркие белые рельефы, повторяющие классические орнаменты. Как и Мейсен, фирма Веджвуда также не миновала увлечения «китайщиной», и Веджвудский завод создал немало изделий и в китайском духе.

Чайник с рисунком "белые китайские цветы". Автор David Jackson
Чайник с рисунком "белые китайские цветы". Автор David Jackson

ЛФЗ

В России собственный фарфор был создан ещё во времена Империи, но фарфоровое производство достигло своего расцвета и получило всемирную известность лишь во времена СССР. Самый знаменитый фарфоровый завод в России – Ломоносовский (ЛФЗ). Особенно интересна его история во времена Революции. Большевики нисколько не жалели имперского культурного наследия, уничтожая просветительские издательства, ювелирные мастерские, старинные библиотеки, но Императорский фарфоровый завод был сохранён.

В двадцатые годы мастера фарфора стали агитаторами, наравне с великими советскими плакатистами, и, конечно же, фарфор отражал всё стилевое богатство Русского авангарда. Главным мастером ЛФЗ стал сам Казимир Малевич. Супрематические чайники и чашки, созданные им и его единомышленниками – супрематистами, Чашником и Суетиным, были очень красивы, но чрезвычайно неудобны в быту. Известен такой случай. Однажды рабочие упрекнули Малевича, что из его чайника «плохо льётся», а художник в ответ заявил, что создавал не посуду, а идеализированный «образ чайника». Летучие формы супрематизма - прямоугольники, треугольники, квадраты и круги заняли место цветочных орнаментов. А чашки - им необязательно быть круглыми.

Малевич создавал чашки с углами в виде полусфер, квадратные чайники в виде абстрактных композиций. Во времена борьбы с формализмом старые тарелки с политическими лозунгами потеряли актуальность, и их коллекционирование стало непопулярным. В военные годы появилась знаменитая «кобальтовая сетка» - синий узор крестиками. Именно с этого времени фарфор начал завоёвывать награды на международных выставках. Какие только версии не выдвигались по поводу источников вдохновения для этого мотива! Это и трещины во льду Невы, из которой брали воду блокадники, и заклеенные от бомбёжек окна. Ясно одно – художница вдохновилась войной и страданиями родного города. Однако похожие мотивы были у русских фарфоровых изделий ещё во времена монархии. Особенно знаменита коллекция советского фарфора, посвящённая животным, которую выполнил профессиональный скульптор – анималист Борис Воробьёв. 

«Кобальтовая сетка» — фирменный стиль ЛФЗ. Автор Al Silonov
«Кобальтовая сетка» — фирменный стиль ЛФЗ. Автор Al Silonov

Мастера по фарфору чутко реагировали на веяния времени. Дамское искусство рококо, прекрасная гармония Ренессанса и жёсткий стиль революционных лет – всё это история не только живописи, но и прикладных искусств. И лучшие образцы фарфора по праву занимают своё место среди шедевров культуры, вместе с великими полотнами современников, таких как Ботичелли, Буше и Петров – Водкин.

Понравилась статья? Поставьте, пожалуйста, ваш лайк и подпишитесь на канал, чтобы не пропустить еще больше интересного в будущем. Заранее спасибо.