Тайное оружие Кутузова и Александра I против Наполеона

О чуде-оружии, способном переломить ход войны, думали не только главы государств в 20 веке, до них такие мысли посещали многих правителей, особенно, когда рядом возникали или просто маячили новые изобретения и «кулибины» со своими чертежами.

Наполеон мог стать обладателем секретного оружия

Этот император больше надеялся на свой ум и талант своих генералов, чем на каких-то инженеров, периодически приносивших ему схемы механизмов. Роберта Фултона, будущего изобретателя пароходов, он «развернул» с его проектом подводной лодки. Когда некий Франц Леппих добился визита к маршалу Франции, то тоже не нашел поддержки. Наполеон не просто отказал, он приказал «авантюристу» покинуть Францию. При этом, Леппих предлагал не что иное, как продвинутый вариант воздушного шара братьев Монгольфье – огромный летающий бомбовоз!

Аэростаты XVIII—XIX вв. Автор: Warren, Ambrose William
Аэростаты XVIII—XIX вв. Автор: Warren, Ambrose William

Бегство в Россию

Одержимый своим детищем, Франц переехал в Штутгарт, столицу одного из германских королевств. Там он открыл свою ремесленную мастерскую и предложил королю Фридриху I свой проект. Король собрал комиссию из профессоров, которая достаточно высоко оценила чертежи и расчеты изобретателя, но в итоге венценосец дал отказ. И еще предписание о том, чтобы Леппих покинул королевство в течение короткого времени. Но явление Леппиха было замечено в российской миссии при королевском дворе, а император Александр I дал указание срочно и тайно вывезти изобретателя в Москву.

Надежда Александра I и Кутузова

С документами на имя доктора Шмидта Франц Леппих прибыл в Москву. Но почему такая секретность и спешка? А потому, что всё это происходило весной 1812 года, когда наполеоновские войска уже прошлись по всей Европе. Против непобедимой на тот момент французской армии были хороши все средства, включая новое чудо-оружие. На новый летающий бомбовоз, с которого сверху на головы неприятеля можно было кидать разрывные бомбы, рассчитывали и император, и полководец Кутузов. Территорию для создания воздушных дирижаблей выделили в нескольких верстах от Москвы (ныне находится в черте столицы), в усадьбе Воронцово. Производство началось довольно быстро. В разное время над созданием огромного дирижабля было задействовано от 60 до 100 ремесленников. Кто-то строил гондолу, кто-то шил оболочку шара из тафты – плотной шелковой ткани, кто-то мастерил маховые крылья.

Каменное Зало (Маскарадный зал) в Ораниенбауме, где проводились работы по постройке шара Леппиха. Автор: Alex 'Florstein' Fedorov
Каменное Зало (Маскарадный зал) в Ораниенбауме, где проводились работы по постройке шара Леппиха. Автор: Alex 'Florstein' Fedorov

Мечта полководца

Дирижабль имел свое новшество – он был в виде капли, вытянутой вперед и назад. До этого же все воздушные оболочки имели шарообразную или близкую к ней форму. Леппиху приходилось быть первопроходцем и в масштабах: длина оболочки была 57 метров, а в диаметре доходила до 16 метров! Гондола имела огромную площадь в 200 кв. метров! Там должны были разместиться гребцы и бомбисты численностью до 50 человек. Планировалось, что и бомб они возьмут с собой почти 12 тысяч фунтов (около 6 тонн). И таких боевых дирижаблей должны были построить 50 штук! Действительно, о такой воздушной армии можно было только мечтать, и известно, что Кутузов постоянно справлялся о готовности проекта.

Летающая лодка Франца Леппиха, строившаяся в Воронцово. В другом варианте крылья перенесены с шара в гондолу
Летающая лодка Франца Леппиха, строившаяся в Воронцово. В другом варианте крылья перенесены с шара в гондолу

Не сделано в России

Но начатые работы в мае, в июле на испытаниях показали неудачу, и дирижабль не взлетел. Технология получения водорода была несовершенной, и газ наполнял оболочку целых три дня. При этом оболочка из тафты плохо справлялась с удержанием газа, и часто рвалась. Надежды на чудо-оружие разрушились.

Конструкция не своего времени

Леппих не был отчаянным шарлатаном, все его конструкции имели выверенные расчеты и грамотно составленные чертежи. Но технологии того времени и некоторые просчеты в проектировании не позволили ему осуществить задуманное. На новом месте он пытался довести до ума свое творение и даже делал малые макеты, но в итоге ни один из них не мог поднять и пары человек. Первоначальные расходы в 8000 рублей из казны вылились в итоге, по разным оценкам, цифру около 200 тысяч целковых, на которые можно было построить и оснастить настоящий огромный боевой корабль.

Картина Алексея Кившенко «Военный совет в Филях» (1880)
Картина Алексея Кившенко «Военный совет в Филях» (1880)

Все-таки думается, что производство имело некоторый психологический эффект в то суровое для страны время, когда в московской округе передавали из уст в уста, что с построенного воздушного корабля отыщут человека в треуголке и обрушат на него град из ядер и бомб! Так что, может, потраченные из казны деньги ушли не совсем впустую, раз поднимали моральный дух соотечественников? Ведь патриотизм русского народа вкупе с высоким моральным духом и стал в итоге главным чудо-оружием в войне 1812 года...

Понравилась статья? Поставьте, пожалуйста, ваш лайк и подпишитесь на канал, чтобы не пропустить еще больше интересного в будущем. Заранее спасибо.