Цифровизация: угроза или прорывная трансформация экономики?

Современные информационные и коммуникационные технологии существенно меняют все общественные отношения, в связи с чем отмечается, что в настоящее время происходит становление нового, информационного общества, которое носит название «цифровой экономики». В результате, вполне закономерно, сформировалась экономика, которая основывается на сетевых ресурсах.

Разные авторы по-разному определяют «цифровую экономику». Всего насчитывается до десяти определений этого понятия.

Вместе с тем, можно выделить три основных подхода, к которым, в той или иной степени, тяготеют все эти определения.

Первый, узкий, подход видит в «цифровой экономике» только формирование больших баз данных и разработку средств их хранения, передачи и обработки.

Второй, расширенный, подход выделяет в экономике как сектор разработки и развития непосредственно информационных технологий, так и те отрасли производства, торговли и услуг, в которых преимущественное место занимают методы управления и регулирования, основанные на использовании больших баз данных.

И третий, наиболее широкий, подход предлагает понимать под «цифровой экономикой» даже не только экономику, но и вообще всю сферу общественных отношений, в которую интенсивно внедряются цифровые, электронные методы управления ими и коммуникаций на всех уровнях этих отношений.

При этом расширенном подходе рассматриваются три разных сценария дальнейшего развития цифровой экономики:

- цифровая экономика замещает, вытесняет определенные отрасли традиционной экономики;

- цифровая экономика помогает развитию и трансформации традиционных отраслей экономики;

- цифровая экономика нейтральна по отношению к традиционной экономике, она формирует новую отрасль экономики – так называемую (отрасль знаний»).

«Цифровая экономика» в своем широком понимании различается – как по целям, так и по применяемым средствам – в зависимости от сферы хозяйственных (экономических) и общественных отношений, в которых она применяется.

Выделим основные из таких сфер.

Сфера отношений потребителей и бизнеса – электронная торговля, расчеты с помощью банковских карт. Основные проблемы и риски здесь связаны с коммерческой составляющей этих отношений – гарантии поставок и платежей, вопросы контроля качества поставляемых товаров и услуг.

Сфера социальных отношений - это социальные и иные сети, используемые для частного общения между людьми, развитие прямых, без посредников, связей между людьми, включая и осуществление коммерческих и финансовых связей.

Главная проблема здесь – защита частной информации, предотвращение мошеннических действий и ограждение интересов слабозащищенных слоев населения.

Сфера отношений населения и бизнеса с государством и его структурами – предоставление различного рода услуг и информации со стороны государства и его органов. Основные проблемы и риски здесь связаны с неравенством сторон в этих отношениях.

Менее заметна, но так же важна – сфера политических отношений: отношения центра и регионов, местных органов самоуправления, система судопроизводства, выборов в органы власти, и т.д.

Сфера международных и межгосударственных отношений.

В этой сфере проблемы и риски касаются как граждан – против государств (мигрантов, лиц, совершивших правонарушения в другой стране), так и государств – против других государств (торговые и финансовые отношения, долговые обязательства, политические и военные конфликты).

Все эти сферы отношений имеют свою особую специфику, которая требует часто особого подхода и применения средств и инструментов, не обязательно подходящих для применения в остальных, других сферах.

Что касается места и роли России в мировой цифровизации, то тут надо отметить, что мы, пока что, не входим в группу лидеров развития цифровой экономики. Сильное отставание особенно наблюдается по таким показателям как доля цифровой экономики в ВВП(3,9%), что примерно в 3 раза ниже, чем у лидеров и средней задержки в освоении технологий, применяемых в странах-лидерах. В тоже время, необходимо отметить положительный сдвиг, так неуклонно растет один из наиболее важных показателей - – объем цифровой экономики.

Цифровая экономика России получила значительный импульс развития за последние годы. Определенных успехов достигли частные компании, преобразуется рынок труда, при поддержке государства реализуются беспрецедентные инфраструктурные проекты, повышающие уровень доступности цифровых услуг для населения и бизнеса, широкое распространение получили интернет, мобильная и широкополосная связь. В настоящее время достаточно сложно измерить эффективность цифровой экономики – отсутствует единый подход к измерению, методы расчета ключевых показателей могут быть неточными ввиду незрелости моделей и недостаточного анализа всех особенностей сферы цифровой экономики.

Несмотря на это, сохраняется отставание от стран – цифровых лидеров по ключевым показателям развития цифровой экономики, в частности от Европейского союза.

На данном этапе у России есть возможности для совершения технологического прогресса во многих сферах деятельности. Сейчас важно выстроить собственные приоритетные ниши для цифровых инноваций, где с наименьшими затратами можно не только добиться самостоятельности на внутреннем рынке, но и стать признанным мировым лидером. Поэтому именно сейчас нужно включаться в общий информационный и технологический поток обновлений и стараться эффективно их применить.

Подводя итоги, можно предложить новое определение цифровой экономики.

Цифровая экономика – это новый вид экономических отношений во всех отраслях мирового рынка, который сейчас развивается стремительными темпами и уже в ближайшем будущем, с ростом высоких технологий, может стать основным видом товарно-денежных обменов на глобальном мировом уровне.