"Видела ежеминутный, непрекращавшийся во времени подвиг". Легендарная летчица Марина Чечнева

21 April
263 full reads
3,5 min.
491 story viewUnique page visitors
263 read the story to the endThat's 54% of the total page views
3,5 minutes — average reading time
Марина Чечнёва. Фото из свободных источников информации
Марина Чечнёва. Фото из свободных источников информации

«Опасность была всюду: над тобой, под тобой, впереди и сзади. Она сжимала со всех сторон, словно тисками. Удивительно ли, что, приземлившись, мы долго приходили в себя. А как только чувствовали, что избавились от нервного перенапряжения, и нервная система пришла в норму, тут же опять бросали свою машину в бой, в грохот разрывов, в свистопляску орудийного огня и света. И так каждую ночь. Не всякий даже испытанный, побывавший в переделках летчик выдержит долго подобную нагрузку». – писала летчица Марина Чечнева в своей книге.

Родилась легендарная лётчица 15 августа 1922 года в селе Протасово. Расположено оно между городом Малоархангельск и станцией Малоархангельск. Отец Марины, Павел Кириллович Чечнев всю жизнь был для нее самым лучшим другом и учителем.

Марина Чечнева портреты
Марина Чечнева портреты
Марина Чечнева и Катя Рябова. Фото из свободных источников интернета
Марина Чечнева и Катя Рябова. Фото из свободных источников интернета

Когда она училась в 5 классе, отец устроился на один из Московских заводов и они переехали в Москву. Жили недалеко от Тушинского аэродрома. В 9 классе Марина отправилась с хорошей рекомендацией в аэроклуб и её зачислили на теоретический курс отделения пилотов. Закончив среднюю школу с аттестатом, также она получает диплом летчика-инструктора для работы в аэроклубах страны. Готовится к поступлению в авиационный институт. Все свободное время она любила проводить на аэродроме.

В июне 1941 года отдыхала под Ялтой, когда началась Великая Отечественная Война. С трудом вернулась в Москву, а вскоре их дом был уничтожен от взрыва. Она мечтала попасть на фронт и поступила на учебу в авиационный полк Марины Расковой. Тогда она видела отца в последний раз, перед отъездом на учения и войну.

«- Мужество состоит не только в том, чтобы с первой попытки достичь цели. Волевой человек мужествен и в неудачах. Он не раскисает, а становится злее, упрямее. Он учится на ошибках. И потому способен выполнить любое задание.» - так говорила летчица Серафима Амосова.

Не сразу у Марины Чечневой получалось управлять самолетом и приземляться, но командиры авиаполка всегда поддерживали и помогали советами. Очень тепло и с болью вспоминает она замечательную Марину Михайловну Раскову и Серафиму Амосову.

Серафима Амосова и Марина Чечнева
Серафима Амосова и Марина Чечнева
Фото из свободных источников информации. Кратковременный отдых
Фото из свободных источников информации. Кратковременный отдых

Из воспоминаний Чечневой: «Там, под огнем, человек обнажался. Он был или героем или трусом. Мужественным или слабым. В главном свет и тень были разграничены четко и резко. Могу с полной ответственностью сказать, что именно душевный свет, озарявший советского человека, определил исход борьбы с врагом.»

Она участвовала в обороне Кавказа, в освобождении Крымского полуострова, освобождала Белоруссию.

Марина Павловна Чечнева уже в двадцать лет - командир эскадрильи 46-го Таманского гвардейского ночного легкобомбардировочного полка, гвардии капитан. За войну она совершила 810 боевых вылетов, сбросила 115 тонн бомб на противника, уничтожила 6 складов, 5 переправ, 1 железнодорожный эшелон, 1 самолёт, 4 прожектора, 4 зенитные батареи.

46-й гвардейский ночной бомбардировочный авиационный полк. Четвертая слева - Марина Чечнева. "Ночные ведьмы"
46-й гвардейский ночной бомбардировочный авиационный полк. Четвертая слева - Марина Чечнева. "Ночные ведьмы"

Она летала на У-2 тихоходах из перкаля и фанеры, которые были незаменимы для сбрасывания бомб, а также медикаментов, картошки и листовок для бойцов. На борту самолета в лучшем случае был лишь один пулемет, поэтому встреча с врагом в небе могла закончится трагически. Читая ее книги, видишь, как много погибло смелых и прекрасных девушек-летчиц. И несмотря на потери, оставшиеся в живых совершали ещё больше полетов, чтобы уничтожать врага, как тёмную нечисть. Фашисты их прозвали "Ночные ведьмы".

Также она подготовила новых штурманов и 40 летчиков. В 1944 году в Польше, за один день Марина Чечнева совершила более десяти вылетов.

15 мая 1946 года Гвардии капитан Чечнева Марина Павловна удостоена звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

После войны, она вышла замуж за капитана Константина Давыдова, лётчика - Героя Советского Союза. У них родилась дочка Валя.

С 1948 года она вместе с мужем работает в ДОСААФ - кадровыми офицерами, в Центральном аэроклубе СССР имени В. П. Чкалова в городе Москве.

28 октября 1949 года Константин Давыдов перегонял учебно-тренировочные самолёты Ут-2 из Ленинграда в Калинин и мотор стал давать перебои, самолет терял скорость. Чтобы спасти самолет, он решил приземлиться на поле. Но не рассчитал и врезался в железнодорожную насыпь.

После войны Марина Чечнева
После войны Марина Чечнева

Марина Чечнева в 26 лет осталась вдовой с ребенком на руках и незаживающей раной. Только летная работа и малышка спасали. Она продолжала летать и устанавливала спортивные рекорды. Но трагедии не прошли даром, болело сердце.. Она умерла 12 января 1984 года.

В 1938 году она написала прекрасное стихотворение:

«Я мечтаю быть пилотом

В нашей радостной стране,

Обогнать на самолете

Птицу в синей вышине…»

Марина Чечнева – пример мужества и стойкости в любых жизненных обстоятельствах. Настоящий герой своей страны.

Спасибо за прочтение.

Лучшая женщина-ас в истории Второй мировой войны - Лидия Литвяк

Она могла бы открыть новую звезду в небе, а стала Героем Советского Союза - Евгения Руднева

Сбросила на противника более 50 000 кг бомб - маленькая, но отважная Антонина Зубкова

Подвиг бесстрашных Марии Поливановой и Натальи Ковшовой