Эмоционально-волевые качества личности и выбор профессии

Эмоции имеют исключительное значение для самопо­знания человека, осознания им своих особенностей, поступков, своего места в жизни, профессиональных планов на будущее.

Эмоции - психические процессы, отражающие личную значимость и оценку внутренних и внешних ситуаций для жизнедеятель­ности человека. Они говорят о главном содержании его личности, потому что помогают раскрыть внутренний мир человека. Эмоциональное состояние оказывает влияние на успешность трудовой деятельно­сти человека. Любая профессия предъявляет к эмоциональной сфере человека определенные требования. Профессии, связанные с постоянными контактами с людьми (врач, следователь, учитель, продавец), требуют от человека самоконтроля эмоциональных состояний. Со времен Гиппократа известно, что врач лечит в первую очередь не болезнь, а самого человека. Во многом успех лечения человека зависит от его умения управлять собственным эмоциональным состоянием (Смирнова Е. Е., 2003). Эмоциональная устойчивость как способность сохранить оптимальные показатели деятельности при влиянии эмоциональных факторов также во многом зависит от особенностей самооценки. Она тесно связана с тревожностью - свойством, существенно обусловленным биологически. Оба эти качества, рассматриваемые иногда как свойства темперамента чаще - как личностные характеристики - профессионально значимы во многих видах деятельности, и отмечаемой во многих видах регулярной профессиональной деятельности (Платонов К. К., 1986).

Подобная же зависимость чаще всего наблюдается между успешностью деятельности и эмоциональной стабильностью. Во многих видах деятельности важной, оказывается, эмоциональность - интегральная способность к эмоциональным переживаниям. Особенно серьезные требования к этой сфере предъявляют профессии, требующие высокой эмоциональности и одновременно эмоциональной устойчивости, например, деятельность учителя, профессионального музыканта, актера. Эмоциональные состояния играют роль регуляторов человеческого поведения и общения.

Каждому человеку вне зависимости от профессии необходимо формировать умение регулировать свои эмоциональные реакции. Необходимо уметь анализировать причины, которые могли вызвать те или иные чувства.

Воля – это мобилизация физических, психологических возможностей человека в ситуации выбора действий, связанных с преодолением внешних или внутренних препятствий при достижении им поставленной цели.

Волевые качества личности проявляются в степени выраженности ее целеустремленности, настойчивости, выдержки, решимости, инициативности, самостоятельности и т.д.

Волю можно назвать основой характера человека, так как, обладая развитыми волевыми качествами, человек может добиться всего, чего хочет, к чему стремится.

Любая профессия требует волевых усилий от человека. Но есть немало профессий, которые предъявляют к человеку особенно повышенные требования к волевым чертам характера (Смирнова Е. Е., 2003).

Таким образом, для успешного овладения той или иной профессией необходимо учитывать собственные психологические психофизиологические особенности. Помощь в выборе будущей деятельности оказывает профориентология.

Источник: Айзман Р.И., Айзман Н.И., Суботялов М.А. Психофизиологические основы профориентации учащихся. - Новосибирск: НГПУ, 2009. – 112 с.