Социотип и профессия

1 May 2019

К. Г. Юнг классифицировал устойчивые, возможно врожденные различия в поведении, способностях людей, склонностях к заболеваниям, особенностях внешности. Учитывая эти особенности, Юнг описал восемь психологических типов личности. Он увидел, что одни люди лучше обрабатывают логическую информацию (рассуждения, умозаключения, доказательства), а другие – эмоциональную (отношения людей, чувства). Одни обладают более развитой интуицией (предчувствие, ощущение времени, восприятие в целом, схватывание идей на лету), другие – более развитыми ощущениями (восприятие внешних и внутренних сенсорных раздражителей). В результате чего Юнг определял типы: мыслительный, чувствующий, интуитивный, ощущающий. Каждый из них может быть экстравертом или интровертом . Сочетание данных черт в личности составляет социотип.

Очень важным моментом в определении социотипа является диагностика установки на вид деятельности. Можно выделить четыре таких установки, образующихся путем пересечения юнговских шкал „логика - этика" и „сенсорика - интуиция":

УПРАВЛЕНЦЫ - эта установка формируется в человеке, если в его социотипе сочетаются признаки: сенсорика и логика. Управленцы тверды и организованны в работе, реалисты во взглядах и поступках. Отвергают всякого рода фантазии. Реализм управленцев дополняется отчетливо выраженным прагматизмом. Увлекаются уп­равленцы обычно тем, что предметно, физически ощутимо. Обычно это техника, активный отдых, спорт. И литературу они читают соответствующую (если им привили вкус к чтению с детства). А вообще-то гуманитарная подготовка управленцев оставляет желать лучшего. В эмоции и отношения они не вникают: делают ставку на прагматический расчет, наличие ресурсов, а также на свой опыт и имеющиеся технологии. Сенсорность придает управленцам заземленность и реализм, а ло­гика — хладнокровие и расчетливость.

СОЦИАЛЫ — сочетают признаки этики и сенсорики. Настро­ены на неформальные связи, радости жизни. Прекрасно чувствуют повседневные нужды людей. Настроены на групповое взаимодейст­вие, удовлетворение текущих физических потребностей человека — в еде, отдыхе, общении и т. п. Социальная заботливость — их характерная черта. Социалы в силу своего коллективистского духа нередко тянутся друг к другу, создают теплые компании, где отда­ются страсти душевного общения. Они очень демократичны по своей природе, неплохо чувствуют ситуацию. В социальных группах идет интенсивный обмен житейской информацией, светскими новостями: кто в кого влюбился, где что лучше купить, как отдохнуть и т. д.
Деловая направленность в смысле «общественное выше личного» уходит у социалов на задний план. Вся их деловитость ограничи­вается кругом хороших друзей и родни. Они очень ценят семью, домашний очаг. Чувственное для социалов стоит выше идеалисти­ческого, поэтому они редко попадают в категорию приверженцев «платонической любви». Житейские радости и уютное обустройство в этом мире — вот те формы, в которые облекается их социальная активность. Сенсорика настраивает социалов на прагматизм, а этика наделяет их эмоциями и волнениями.

ГУМАНИТАРИИ — люди, в социотипе которых объединены признаки интуиции и этики. Это люди страдальческого стиля: их мысли направлены на несовершенство жизни, печальную судьбу талантливых людей, поиски совершенства и душевной гармонии. Гуманитариев вы отличите по особому душевному настрою, связан­ному с переживанием человеческих несовершенств. Все они в той или иной степени пессимисты, хотя и пытаются заглушить в себе тревожные предчувствия. Им нередко снятся вещие сны, которые предвещают неожиданные события и перемены в обыденном течении жизни. Гуманитарии в отличие от более оптимистичных и демокра­тичных социалов не обладают духом коллективизма. Они предпо­читают либо обособленное общение с кругом избранных, либо вы­ступления перед большими аудиториями людей. Этот своеобразный аристократизм духа делает их загадочными и непонятными. Этому способствуют и увлечения гуманитариев, окрашенные в религиозные, мистические, морализаторские тона. Несмотря на их житейско-социальную непрактичность, люди обращаются к ним в трудных нрав­ственных ситуациях. Гуманитариям свойственен особый психоло­гизм и способность сопереживать человеческому горю. Причем стра­дают гуманитарии не столько по поводу конкретного человека, сколько по поводу общечеловеческих проблем. Отсюда вытекают их нравственно-мировоззренческие искания, сомнения и колебания. Носителями гуманитарной установки в социуме являются. Интуитивность делает гуманитариев возвышенными, мечтательными людьми, а этичность — эмоциональ­но тонко переживающими личностями.

САЙЕНТИСТЫ (от англ. sсiеnсе — наука) — соединяют в себе интуицию и логику. Эта установка связана с научно-иссле­довательской направленностью людей. Носители этой установки пре­выше всего ставят не пользу, не гуманность, а объективную истину, добытую разумом. Сайентиста среди других людей вы отличите по его стремлению заниматься тем, что не познано, необычно, пусть оно и не обещает ощутимой отдачи в будущем. Сайентиста влечет любопытство, желание раскрыть тайны мироздания и изложить их научным языком, например, сформулировать как точный закон. При­сутствие прагматизма и „житейской мудрости" несовместимо с ус­тановкой на фундаментальную науку. Сайентистам присуще желание постоянно экспериментировать и нежелание пользоваться проверен­ными, хорошо отработанными методами. Сайентист то и дело что-то придумывает и, если есть такая возможность, экспериментально проверяет свои идеи и изобретения. Его привлекают общие прин­ципы, а не их конкретное использование. Другой надежный признак сайентистов — их житейская непрактичность, игнорирование быто­вой, социальной стороны жизни. Настоящий сайентист может с упоением спорить о проблемах интересующей его науки, забывая о еде и питье. Научные дискуссии всегда демократичны, открыты. Представители этой установки не уважают иерархии, регалий, ав­торитетов. Поиск истины – вот критерий, которым они пользуются, когда дают свои оценки человеку. Интуитивность делает их прекрасными генераторами идей, нестандартными мыслителями, а логика придает их суждениям убедительность, стройность и завершенность (Гуленко В. В., Тыщенко В. П., 1997).

Источник: Айзман Р.И., Айзман Н.И., Суботялов М.А. Психофизиологические основы профориентации учащихся. - Новосибирск: НГПУ, 2009. – 112 с.