СВЯЗЬ ТРАДИЦИОННОЙ АЮРВЕДИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ С ФИЛОСОФСКИМИ ШКОЛАМИ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

Философия и естествознание – две стороны одной медали, т.е. очень тесно взаимосвязаны между собой.

Медицина, будучи естественной наукой, не опирается ни на какую-либо догму; объясняя разнообразные явления человеческой природы, она применяет различные направления философии и аюрведическая медицина не является исключением.

В отличие от современной медицины традиционная аюрведическая медицина не проводит резкой грани между этими двумя сферами. При этом она не опирается на какое-либо одно философское направление, а пользуется тезисами самых разных систем.

В ранних источниках традиционной аюрведической медицины присутствует более подробное описание философского базиса практики врачевания по сравнению с более поздними источниками [4].

Из неисчерпаемого сокровища, которое представляют собой философские материалы обширной ведической литературы, выросли шесть систем[1], традиционно носящих следующие названия: санкхья [5], йога[2], ньяя[3], вайшешика[4], уттара-мимамса (веданта [6]) и пурва-мимамса[5].

Со временем эти школы образовали две пары: ньяя-вайшешика и санкхья-йога. Говоря о последней паре, необходимо отметить, что сначала они развивались слитно, но позже их пути разошлись.

Веданту и пурва-мимамсу в силу различий, существующих между ними, рассматривают в отдельности. Обе они опираются непосредственно на экзегезу Вед, тогда как остальные четыре системы, хотя и ссылаются на Веды, но интерпретируют их по-разному.

Все вышеперечисленные школы называются ортодоксальными школами философии. Помимо них есть ещё три другие системы: материализм, буддизм[6] и джайнизм[7]. Их объединяет то, что они отвергают авторитет Вед. Поэтому их называют гетеродоксальными, или неведическими, школами. Также их объединяет ещё один критерий – непринятие постоянной неизменной сущности – души (атмы). Справедливости ради стоит отметить, что джайнизм условно принимает атму, но, согласно их концепции, она подвергается трансформациям в ходе трансмиграции по сансаре.

«Рабочая гипотеза» устройства мира и человека, на которую опирается традиционная аюрведическая медицина, сложилась в основном из представлений ортодоксальных философских школ. Рассмотрим различные аспекты четырех из них: ньяя и вайшешика; санкхья и йога.

Представления об элементарных частицах (ньяя-вайшешика)

Две эти системы, ньяя[8] и вайшешика [7], вступили в симбиоз очень рано. Основные литературные источники вайшешики: «Вайшешика-сутры» Канады (часто используемый комментарий к ней принадлежит Прашастападе [8]) и «Ньяя-сутры» Гаутамы (известный комментарий к ней создан Ватсьяяной)[9]. Со временем логический аспект этой комбинированной системы стал преобладать за счет тех граней вайшешики и ньяи, которые имели как метафизическую, так и диалектическую направленность.

Человек способен воспринимать окружающий нас мир через психику, опорой которой служат телесные чувства. Этот факт породил между разными философскими направлениями серьезный спор: можно ли говорить о существовании внешних объектов независимо от нашей психики? Философия ньяя-вайшешика утверждает, что, хотя объективный мир и воспринимается нашей психикой, он может существовать и без нее. Вера в независимое существование внешнего мира позволяет считать ньяя-вайшешику естественной реалистической системой в противоположность системам идеалистическим, которые придерживаются на сей счет иного мнения.

Следующий принципиальный философский вопрос: является ли абсолютная реальность монистической или плюралистической. Философия ньяя-вайшешика явно плюралистична, поскольку, согласно ей, реальность состоит из бесчисленных неделимых частиц. Обобщенно можно сказать, что плюралистическое мировоззрение ньяя-вайшешики выделяет в реальности две составляющие: природу и дух. Для лучшего понимания ньяя и вайшешики разберём основополагающие концепции обеих школ по отдельности, независимо друг от друга.

Вайшешика.

Вайшешику можно охарактеризовать как критический материалистический анализ реальности, постижимой для людей, анализ на уровне как макро-, так и микрокосма. Это означает, что модель предлагает наличие внешней и внутренней Вселенной. Все, что мы можем познать, вайшешика делит на объекты восприятия. Вещество (дравья) поддается дальнейшему членению на пять видов частиц (параману) и четыре континуума (вибху).

Предполагается, что субстанция (дравья), время (кала) и направление (дик) обладают независимым существованием. Из них субстанция (дравья) делится дальше на пять подгрупп – первоэлементов (стихий). Эти элементы трактуются как частицы, которые не поддаются дальнейшему делению и существуют вечно. Отсюда ясно видно, что аюрведическое учение о первоэлементах не оригинально.

Чтобы выразить эти сложные положения простыми словами, для обозначения пяти первоэлементов философы воспользовались знакомыми понятиями из мира природы – земля, ветер, вода и т.д. Но необходимо подчеркнуть: когда в аюрведе говорится об элементе земли, имеется в виду не просто пригоршня земли, а определенный тип частиц, из которых построено вещество.

Аюрведа взяла на вооружение еще один прогрессивный тезис ньяя-вайшешики – утверждение, что ни один первоэлемент никогда не встречается в реальности в чистом виде, но всегда бывает смешан с частицами других элементов, что также соответствует концепции веданты.

Небольшое отличие от других школ заключается в представлении об эфире (пространстве): в вайшешике считается, что этот первоэлемент не состоит из частиц, а представляет собой субстрат такого качества, как звук. Этому феномену аюрведа не уделяет особого внимания и относится к элементу эфира так же, как и ко всем прочим.

Каждый из пяти первоэлементов обладает одним качеством, специфичным для него, а также качествами элементов более тонких. Позднее, в философии школы санкхья, заданный порядок, в котором перечисляются первоэлементы, приобретет еще одну роль – роль эволюционной последовательности (в ньяя-вайшешике представление об эволюции отсутствует). Постулат школы ньяя-вайшешика – существование Бога как всеведущего существа, который не создает элементарные частицы (потому что они вечны, как и он сам), но рассматривается в качестве действенной причины, которая исполнена разума и воли: Бог – не творец, а архитектор Вселенной, что соответствует платоновскому Демиургу.

Что касается конечной цели жизни, то тут индийские философские школы делятся на две группы: одни считают, что этой целью является абсолютное освобождение от страданий, а другие говорят еще и о достижении духовной радости. Ньяя-вайшешика относится к первой группе, поскольку стоит на той точке зрения, что отсутствие страданий – не то же самое, что наличие абсолютной радости. Эта школа считает, что зло – такой же факт, как и добро. Пока мы остаемся в материальном мире (самсара), мы будем испытывать боль и страдание. Поэтому нужно вырабатывать в себе сильное стремление оказаться по ту сторону добра и зла, то есть достичь духовного освобождения. Попытка уменьшить страдания путем каких-то манипуляций материального характера ни в коем случае не решит проблему.

Идеи вайшешики проникли в традиционную аюрведическую медицину. Среди них фундаментальными являются три тезиса:

1. Теория возникновения нового: причина и следствие отличны друг от друга, частицы первоэлементов, соединяясь друг с другом, образуют новые субстанции (арамбхавада).

2. Тело человека состоит из бесчисленного множества частиц (параманувада) [9].

3. Трансформация частиц вызвана теплом (пакаджотпатти).

В традиционной аюрведической медицине эти три тезиса получили
практическое и повседневное применение:

1. В представлении о природе: учение о частицах, атомах, молекулах (теория первоэлементов).

2. В представлении о функциях: агни (пищеварение) превращает пищу в ткани организма [10].

3. В представлении о болезнях: ама (токсины) появляется, когда агни поврежден.

4. В представлении о лекарствах: различные термические воздействия при изготовлении медикаментов.

Ньяя

Согласно ньяе, для достижения цели своей жизни, человеку необходима логическая система, позволяющая усваивать знание.

Для этого в ньяе разработаны четыре метода (прамана) [11]:

1. Непосредственное восприятие (пратьякша) [12]: само по себе, без сочетания с прочими методами, для медицины оно недостаточно.

2. Умозаключение (анумана[10]): врач констатирует, что у пациента жар, и делает вывод, что имеет место воспалительный процесс.

3. Сравнение (упамана): опухоль на ощупь тверда, как камень; пульс скачет, как лягушка.

4. Свидетельство (апта-вакья или шабда) [13]: медицинская литература, мнение знатоков или независимый анамнез.

И, в итоге:

5. Сочетание, синтез (юкти): совместное использование четырех факторов.

Первые четыре метода выработаны в рамках классической философии школы ньяя. Пятый представлен в «Чарака-самхите» и имеет особое значение в медицине. Это показывает, насколько свободно и творчески подходит к разным философским системам аюрведическая медицина.

Ньяя имеет большое значение не только в диагностике; любой врач, специалист или терапевт, использует инструменты логики (ньяя) каждый день [14]. Врачи древности не жалели времени на философские дискуссии, что расширяло и их картину мира, и их сознание. Но большинство людей ориентируется лишь в том, что относится к их непосредственной сфере деятельности. Они приобретают привычки и даже усваивают интеллектуальные стереотипы, не размышляя над ними и не рассматривая возможных альтернатив.

Метафизическая теория эволюции (санкхья-йога)

Философская школа санкхья одна из древнейших и по значению вряд ли уступает Веданте. Основоположником санкхьи считают Капилу, а основателем йоги – Патанджали[11]. Их часто называют методами достижения высшей реальности. Термин санкхья в переводе означает «считать, исчислять», и эта школа стремится достичь своей цели благодаря приобретению знания. Йогу можно охарактеризовать как созерцание. Она направлена на достижение цели человеческой жизни путём продолжительной медитации. В большинстве своём школы индийской философии рекомендуют оба пути (вероятно, это и стало причиной сближения санкхьи и йоги).

Как и ньяя-вайшешика, санкхья-йога считает реальными и материю, и дух и отстаивает множественность душ. Но в отличие от первых школ санкхья-йога возводит весь физический универсум к одному принципу – материи (пракрити). При этом проявляется важный постулат, который заключается в следующем: следствие скрытым образом предсуществует в причине, а эволюция и есть процесс выявления латентного следствия. Представление о полном разрушении в этой системе отсутствует. Хотя следствие уже находится в причине, его необходимо высвободить, что достигается за счёт внешнего воздействия. В зернышке кунжута уже содержится масло, но чтобы извлечь его, необходим давильный пресс. Поскольку весь мир пронизан бесконечной цепью изменений, обусловленных причинно-следственными связями, должно существовать нечто, что не имеет причины и порождает все изменения. Это существо или принцип, санкхья-йога называет материей, поэтому, в отличие от ньяя-вайшешики, считает мир не чем-то новосотворённым, а продуктом изменения (эволюции) материи, которая существует вечно. Санкхья-йога приписывает материи такие черты, как вечность, динамизм и изменчивость. Наряду с нею существует и вторая сила – вечный, пассивный и неизменный дух (пуруша)[12]. Немыслимое напряжение между этими противоположными полюсами и приводит в действие процесс эволюции материи. А значит, материя имеет два состояния, совершенно отличные друг от друга: непроявленное и проявленное.

Материя во всей её сложности складывается из трёх зависящих друг от друга компонентов (тригуна) [15], каждый из которых представляет собой определённый аспект физической реальности:

· саттва чиста и тонка;

· раджас активен;

· тамас инертен.

Всё, созданное из материи, содержит их. Когда материя (пракрити) пребывает в непроявленном состоянии, тригуна находится в абсолютной гармонии. Под воздействием пуруши тригуна в какой-то момент выходит из равновесия, дифференцируется, и процесс эволюции начинает развиваться по точно установленному маршруту: от тонкой материи – к плотным первоэлементам, в которых, в свою очередь, можно выделить 25 классов.

Продукты вторичной эволюции, в ходе которой частицы плотных первоэлементов комбинируются по-разному, могут уничтожиться в любой момент. Их можно сравнить с деревом, которое погибает и снова разлагается на исходные вещества. Всё, что существует в природе, слагается из первичных и вторичных продуктов. Аюрведа придаёт величайшее значение этому факту: он служит для неё основой диагностики, фармакологии и терапии.

Функция тригуны – очень важный момент для ведической философии и аюрведы. В европейских языках отсутствует аналогичное понятие, которое бы относилось и к тонкой, и к плотной форме материи, то есть применялось бы и в физиологии, и в психологии [16].

Качество отдельных продуктов эволюции определяется тем, какова в них доля саттвы, раджаса и тамаса. Из этих трёх компонентов саттва наиболее тонка, тамас наиболее плотен, а раджас представляет собой нечто среднее. Поэтому так называемые тонкоматериальные продукты эволюции, например, интеллект и дух, состоят преимущественно из саттвы, а грубые элементы (земля, вода и т.д.) – из тамаса. В соответствии с этим варьируются и качества всех порождений эволюции, как первичных, так и вторичных.

Столь же важен для аюрведического понимания жизни и для аюрведической психотерапии принцип пуруши [17].

В отличие от ньяя-вайшешики, которая полагает, что первостихии составлены из вечно существующих частиц, здесь они рассматриваются как продукты эволюции материи (пракрити). Они возникли под воздействием тригуны с тремя её компонентами (саттвой, раджасом и тамасом) и вновь растворяются в материи, когда закончится проявленная стадия её существования. Санкхья-йога считает, что свойства первостихий также возникают под влиянием тригуны, тогда как по учению ньяя-вайшешики эти свойства неотъемлемо присущи первоэлементам.

Тем не менее, санкхья-йогу нельзя охарактеризовать как идеалистическую философскую систему, поскольку она последовательно утверждает дуализм материи и антиматерии. Постулатом является принцип: всякое составное целое, которое организовано по какой-то определённой модели, всегда имеет отношение к трансцендентному или обладает значением более высокого порядка. Иными словами, антиматерия и есть принцип, ради которого происходит весь процесс творения. Контакт между пракрити и пурушей абсолютно необходим, потому что дух без тела неспособен функционировать, а тело без духа лишено зрения. Несовершенство обоих принципов компенсируется за счёт их комбинации, как в ситуации со слепым, который несёт на плечах парализованного человека (классический пример Гаудапады). Материя – среда, в которой дух проявляет себя, а не его источник.

Тезис о тесном взаимодействии материи и духа, а также концепция интеллекта (махат или буддхи), психики (манас) и эго (аханкара), которые трактуются как отдельные друг от друга тонкие элементы, превращают санкхья-йогу в идеальный инструмент психотерапии и практической психологии. А реалистический характер этого учения делает его легко понятным. Единственная ценность – это истина, свободная от сектантской ограниченности, истина, которую могут принять приверженцы всех религий. Санкхья-йога избегает крайностей и придаёт равное значение как субъективному, так и объективному восприятию.

Наше собственное знание ограниченно. Оно искажается, отражаясь в зеркале нашего характера. Это основной дефект человеческой способности к восприятию. Переоценка той части знания, которую мы в состоянии постичь, приводит к конфликтам в жизни и к нелепым представлениям о бытии, что в неблагоприятном случае может кончиться психическими и психосоматическими нарушениями. Истину можно обрести путём углублённого философского исследования и с помощью медитативных практик санкхья-йоги. Как говорит Патанджали, такое знание не просто представляет собой комбинацию всех возможных точек зрения на физический мир, а скорее опирается на интуитивный опыт [18]. Оно выходит за грань заданностей, которые характерны для индивидуальной установки человека, и тот начинает видеть все вещи в соответствии с их истинной природой. Тот, кто поднимается до такого видения, становится свидетелем всех времён и всего бытия. Как только в нашей психике начинает доминировать подобный незаинтересованный взгляд на мир, мы начинаем видеть сквозь материю и постигаем абсолютное различие между материей и антиматерией.

Философия школы санкхья образует основную часть «рабочей гипотезы» мироздания, которая лежит в основе аюрведы [19]. Конкретные же формы, в которых изложенные здесь концепции используются в аюрведе, весьма разнообразны:

1. Эволюция происходит не только во внешнем космосе, но и на уровне индивида.

2. Первоэлементы всё время комбинируются друг с другом по-новому. Из этого складывается вторичная эволюция.

3. Подобное увеличивает подобное. Эта концепция отразилась в представлениях о том, что биоэнергии (тридоша) [20] и ткани тела (дхату) образуются в организме в зависимости от того, какие свойства имела поглощённая человеком пища. Например, если в пище содержится много жира, образование жировых тканей и биоэнергии капха усилится, поскольку все эти компоненты обладают схожими качествами. Поэтому неправильное питание порождает нарушения в организме.

4. Чтобы вернуть в равновесие какую-то разбалансированную физиологическую структуру или биоэнергию, врач подбирает такие типы пищи, препараты или методы лечения, которые отличаются качествами, антагонистичными по отношению к разбалансированным структурам.

5. Психику (манас), разум (буддхи) и чувство своего «материального Я» (аханкара) следует считать чем-то отдельным от духа (пуруши). Душа (атма) – антиматериальная искра, присутствующая в нашем психосоматическом организме, тогда как первые три явления порождены материей (пракрити) [21].

6. Санкхья осуществляет плавный переход от философии к неорганическим, а затем и органическим явлениям.

Заключение

Таким образом, нами выявлено, что традиционная аюрведическая медицина имеет мощный философский базис, связанный с основными философскими школами Древней Индии. Благодаря подробному изучению будущим врачом философии [22] происходит становление его мировоззрения, что находит своё отражение в клятве, которую аюрведические врачи дают при окончании своего обучения [23].

Список литературы

1. Ranade S., Deshpande R. History and Philosophy of Ayurveda. Delhi: Chaukhamba Sanskrit Pratishthan, 2006. – 150 p.

2. Бэшем А. Цивилизация Древней Индии: пер. с фр. Е. Гавриловой под ред. Н. Шевченко. – Екатеринбург: У-Фактория, 2007. – с. 318 – 321

3. Мартынов Б.В. Аюрведа: мировоззрение и применение. – М.: Алетейа, 2000. – с. 35 – 42

4. Суботялов М.А., Дружинин В.Ю. Учебная литература традиционной аюрведической медицины // Сибирский педагогический журнал. – 2012. - № 9. – С. 51–54.

5. Шохин В.К. Cанкхья-йога и традиция гностицизма // Вопросы философии. - 1994. - № 7-8. - С. 201.

6. Останин В.В. Антропология классической веданты: эволюция религиозно-философских идей. – Барнаул: Издательство Алтайского государственного аграрного университета, 2010. – 140 с.

7. Лысенко В. Г. «Философия природы» в Индии: атомизм школы вайшешика. – М.: Наука, 1986. – 199 с.

8. Лысенко В. Г. Категории языка и категории мышления в индийском философском тексте (Прашастапада «Собрание характеристик категорий») // Философский журнал. - 2016. - № 2 – С. 37-53.

9. Lyssenko V. The human body composition in statics and dynamics: ayurveda and the philosophical schools of vaisesika and samkhya // Journal of Indian Philosophy. 2004. Vol. 32. № 1. P. 31-56.

10. Суботялов М.А., Дружинин В.Ю. Диетология в традиционной Аюрведической медицине // Медицина и образование в Сибири. – 2012. – № 3. – С. 30.

11. Сhaсrabarti A. On knowing by being told // Philosophy East and West. 1992. Vol. 42. № 3. P. 421-439.

12. Лысенко В.Г. Дхармакирти. «Прамана-винишчая» («Удостоверение инструментов достоверного познания»). Глава 1. Пратьякша (восприятие). Карики 1-25 // История философии. – 2015. - № 2. – С. 79-106.

13. Сокол В.Б. Ведийская шабда как кросс-культурный мост между востоком и западом // Академический вестник. – 2008. - № 3. – С. 47-63.

14. Vyas M.K., Dwivedi R. Practical applicability of Nyayas (Maxims) mentioned in Chakrapani Tika // AYU. 2014. Vol. 35. № 3. P. 227-230.

15. Behere P.B., Das A., Yadav R., Behere A.P. Ayurvedic concepts related to psychotherapy // Indian J. Psychiatry. – 2013. – Vol. 55 (suppl. 2). – p. 310-314 DOI: 10.4103/0019-5545.105556

16. Еремеев В.Е. Представление о структуре психики в древнеиндийском учении Санкхья // Методология и история психологии. – 2008. - № 2. – С. 162-174.

17. Prabhu H.R., Bhat P.S. Mind and consciousness in yoga - Vedanta: A comparative analysis with western psychological concepts // Indian J. Psychiatry. – 2013. – Vol. 55 (suppl. 2). – p. 182-186 DOI: 10.4103/0019-5545.105524

18. Элиаде М. Йога. Бессмертие и свобода. Патанджали и йога / Отв. ред. Н. А. Канаева. М.: Ладомир, 2013. - 558 с.

19. Суботялов М.А. Введение в Аюрведу. Пропедевтика Аюрведической медицины. – СПб: Изд-во «Ремедиум», 2011. – 237 с.

20. Суботялов М.А., Дружинин В.Ю. Индивидуально-типологический (конституциональный) подход к организму и личности в аюрведической медицине // Традиционная медицина. – 2011. - № 3 (26). – с. 60–63

21. Суботялов М.А., Дружинин В.Ю. Психосоматическое направление в традиционной аюрведической медицине // Вестник Томского государственного университета. История. – 2013. - № 4 (24). – С. 169–172.

22. Суботялов М.А., Дружинин В.Ю. Медицинское образование в традиционной аюрведической медицине // Сибирский педагогический журнал. – 2012. - № 6. – с. 186–191.

23. Суботялов М.А., Дружинин В.Ю. Клятва при инициации врача в традиционной Аюрведической медицине («Клятва Чараки») // Биоэтика. – 2012. - № 2 (10). – С. 12–15.

[1] Мюллер М. Шесть систем индийской философии. - М., 1995. - 448 с.

[2] Классическая йога («Йога-сутры» Патанджали и «Вьяса-бхашья»). Пер. с санскрита, введ., коммент. и реконструкция системы Е.П. Островской и В.И. Рудого. – М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1992. – 260 с.

[3] Шохин В.К. Ньяя-сутры, Ньяя-бхашья. Издательская фирма «Восточная лит-ра» РАН, 2001. – 504 с.

[4] Лысенко В.Г. Вайшешика / Индийская философия. РАН, Институт философии. М.: Восточная литература, 2009. – с. 214-221.

[5] Шохин В.К. Школы индийской философии. - Восточная литература РАН, 2004. – 412 с.

[6] Лысенко В.Г. Буддизм / Индийская философия. РАН, Институт философии. М.: Восточная литература, 2009. – с. 169-177.

[7] Железнова Н.А. Джайнизм / Индийская философия. РАН, Институт философии. М.: Восточная литература, 2009. – с. 331-335.

[8] Ньяя-сутры. Ньяя-бхашья. Историко-филос. исслед., пер. с санскр. и коммент. В.К. Шохина. М., 2001. – 504 с.

[9] Сатишандра Чаттерее, Дхирендра Мохан Датта Введение в индийскую философию, Том 25. - Изд-во иностранной лит-ры, 1955. – 376 с.

[10] Лысенко В.Г. Анумана / Философия буддизма: энциклопедия. Институт философии РАН. Москва, 2011. – с. 107-111

[11] Классическая йога («Йога-сутры» Патанджали и «Вьяса-бхашья»). Пер. с санскрита, введ., коммент. и реконструкция системы Е.П. Островской и В.И. Рудого. – М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1992. – 260 с.

[12] Топоров В.Н. Пуруша / Большая Российская Энциклопедия. – М.: Большая Российская Энциклопедия, 2014. – С. 753.

Источник: Останин В.В., Суботялова А.М., Суботялов М.А. Связь традиционной аюрведической медицины с философскими школами Древней Индии // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2017. – № 1. - С. 144-156.