Коммерция в искусстве: «Рассвет» Максфилда Пэрриша

Зимой 1922 года американский художник-иллюстратор Максфилд Пэрриш завершил свое самое знаменитое полотно «Рассвет». Картина практически сразу завоевала признание зрителей, более того — стала невероятно популярна. Количество проданных репродукций полотна превзошло все ожидания автора: по статистике на 1925 год, «Рассвет» Пэрриша украшал жилище каждой четвертой семьи в США и уступал по популярности только работам знаменитых постимпрессионистов — Винсента Ван Гога и Поля Сезанна.

Кеньон Кокс. «Портрет Максфилда Пэрриша»
Кеньон Кокс. «Портрет Максфилда Пэрриша»

Секрет работы Максфилда Пэрриша крылся в его способности точно определить, как и чем очаровать американскую публику. В «Рассвете» художник смешал современные и подчёркнуто простые элементы с мистической театральной атмосферой. Он создал эффектную композицию, в которой одновременно присутствовала и недосказанность (для ценителей изобразительного искусства), и ясность (для простых обывателей).

Максфилд Пэрриш. «Рассвет»
Максфилд Пэрриш. «Рассвет»

Не случайно заказчиками полотна были совладельцы картинной галереи и литографической компании, бизнесмены Рейнталь и Ньюмен. Они желали заполучить «Рассвет» еще в 1920, однако Пэрриш, занятый другой работой, тянул с заказом почти два года.

Впрочем, ожидание стоило полученного результата. Репродукции картины пользовались завидным успехом, принеся Рейнталю и Ньюмену хорошие барыши, а оригинал полотна несколько раз перепродавался за очень солидные суммы.

Особенно интересной была методика работы Пэрриша. Профессиональный иллюстратор, он не столько писал свои картины в классическом понимании, сколько, скорее, скрупулезно собирал их из составных частей. «Рассвет» не стал исключением.

Для того, чтобы передать игру светотени и особое теплое освещение пейзажа Пэрриш в своей мастерской строил специальные геометрические макеты, на которые, с помощью зеркал, направлял лучи солнца и электрических ламп, добиваясь необходимого эффекта.

Максфилд Пэрриш. «Рассвет». Процесс работы над картиной
Максфилд Пэрриш. «Рассвет». Процесс работы над картиной

Таким же научно-экспериментальным путем художник подбирал наиболее выигрышную композицию элементов на холсте. Он переставлял отдельные геометрические фигуры, изменяя их размер и пропорции так, как должно быть в идеале.

Даже работая над двумя персонажами картины «Рассвет», Максфилд Пэрриш не делал зарисовки с натуры, а использовал специально подготовленные фотографии своей дочери Джейн и подруги семьи — Китти Спенс. (Дабы избежать нежелательной для полотна вульгарности, художник сторонился наемных натурщиц).

Максфилд Пэрриш. «Рассвет». Фрагмент
Максфилд Пэрриш. «Рассвет». Фрагмент

Так, почти не прибегая к рисованию с натуры, мастер создавал невероятно реалистичные и в то же время фантастические картины. Благодаря особой технике нанесения краски, когда каждый отдельный слой закреплялся специальным прозрачным лаком, его полотна смотрелись ярко, свежо и по-настоящему ново.

Подобный эклектизм (смесь научного подхода к построению изображения и художественного таланта мастера), позволили Пэрришу стать одним из знаменитых американских художников 30-х годов прошлого столетия. Его безотказные с коммерческой точки зрения сюжеты и уникальный визуальный стиль были просто обречены на успех.

Ставьте лайк, подписывайтесь на канал.

Вам будет интересно:
Филипп Малявин: из крестьян в художники
Почему французский герцог хотел уничтожить картину Корреджо