Что такое «Вайшнавский этикет»?

Сейчас столько спекуляций по поводу «вайшнавского этикета». Любой глупец понимает под этим что-то своё и обычно это всё упирается в наигранное смирение по отношению ко всем, в особенности к старшим, и карми или какая-нибудь адаптация этикета, которая была перенесена от материалистов.

В данной статье будет описан настоящий вайшнавский этикет, в согласовании с шастрой и нашей гаудия-вайшнавской традиции. Всё, что помимо этого, является отклонением, выдумкой и не имеет смысла, и какого-либо значения. Тех, кто проталкивает этот так называемый вайшнавский этикет, не слушайте их и игнорируйте. Это просто глупцы, которые возомнили себя выше шастры и наших авторитетных ачарьев, таких как Шрила Прабхупада, Рупа Госвами или Вишванатха Чакраварти Тхакур, чьи свидетельства будут приведены в этой статье.

Итак, обычно, когда речь заходит о вайшнавском этикете, то приводится этот стих из Чайтаньи-Чаритамриты, Антья-лила, 4.129-130, это сказал Господь Чайтанья Махапрабху:

'йадйапио туми хао джагат-павана
тома-спарше павитра хайа дева-муни-гана

татхапи бхакта-свабхава--марйада-ракшана
марйада-палана хайа садхура бхушана

«Мой дорогой Санатана, хотя ты спаситель всей вселенной, и хотя даже полубоги и великие святые очищаются, прикасаясь к вам, это характеристика приверженца, соблюдать и защищать Вайшнавский этикет. Сохранение Вайшнавского этикета - украшение приверженца.»

В этих 2-х стихах Господь Чайтанья упоминает два раза слово «марйада». Его Божественная Милость А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада, в дословном переводе, даёт определение словам: марйада — этикет; марйада палана — сохранять этикет. И в своём переводе он пишет, что марйада — это Вайшнавский этикет; марйада палана — сохранение Вайшнавского этикета.

Поэтому, слово марйада означает Вайшнавский этикет. Впервые это словосочетание «Вайшнавский этикет» было использовано Шрилой Прабхупадой в этих стихах, в его переводе. Шрила Прабхупада ввёл это понятие, а это означает, что оно основано на шастре. Это не что-то выдуманное или адаптированное с каких-то материалистов. У Вайшнавского этикета есть чёткое определение, которое приводит Шрила Рупа Госвами в своей книги «Бхакти-расамрита-синдху» 1.2.269:

шастроктайа прабалайа тат-тан-марйада йанвита
ваидхи бхактир ийам каишчан марйада-марга учйате

«Некоторые называют вайдхи-бхакти путём правил (марйада-марга), потому что человек, следующий им, связан правилами, приведёнными в писаниях.»

Комментарий Вишванатхи Чакраварти Тхакура:

Если человек в процессе религиозного служения начинает следовать правилам, приведенными в священных писаниях, это становится основой его практики бхакти. Некоторые люди называют вайдхи-бхакти, содержащую множество правил, марйада-маргом.

Итак, из этого стиха и комментария мы понимаем, что:

1) Вайшнавский этикет нельзя выдумать, улучшать его или что-то добавлять. Вайшнавский этикет основан на шастре. Если кто-то вам впаривает Вайшнавский этикет, но если он не основан на шастре, то это вздор и его принимать не следует. Нужно руководствоваться шастрой, а не выдумками каких-то людей. Если кто-то вам навязывает Вайшнавский этикет, то вы в праве попросить этого человека, старшего, приведите цитату из шастры, где бы подтверждался тот пункт Вайшнавского этикета или целой системы этикета, о котором(ой) вы говорите. Если он не может доказать этот пункт на основе шастры, не может привести цитату из шастры, тогда этот пункт следует отвергнуть как то, что не является Вайшнавским этикетом, а лишь плод воображения какого-то человека.

2) Вайшнавский этикет означает ваидхи-бхакти.

Из Бхакти-расамрита-синдху мы узнаем, что ваидхи-бхакти входит в садхана-бхакти. Элементы садханы-бхакти были подробно описаны Прахладой Махарджем в Шримад-Бхагаватам 7.5.23-24, как девять процессов чистого религиозного служения Господу Вишну, которые Рупа Госвами описал в 64 ангах религиозного служения Господу.

Девять процессов религиозного служения Господу таковы:

шраванам киртанам вишнох
смаранам пада-севанам
арчанам ванданам дасйам
сакхйам атма-ниведанам

Слушание и повторение о трансцендентальном святом имени, форме, качествах, личных вещах и развлечениях Господа Вишну, памятование их, служение лотосным стопам Господа, предложение Богу уважительного поклонения с шестнадцатью видами личных вещей, предложение молитв Господу, становится Его слугой, считать Бога лучшим другом и сдать все Ему (другими словами, служить Ему телом, умом и словами).

Итак, 1) шраванам, 2) киртанам, 3) смаранам, 4) пада-севанам, 5) арчанам, 6) ванданам, 7) дасьям, 8) сакхйам, 9) атма-ниведанам. Это и есть Вайшнавский этикет в сжатом виде.

Рупа Госвами в Бхакти-расамрита-синдху приводит 64 анги религиозного служения Богу, которые раскрывают нам Вайшнавский этикет еще обширнее, с ними можно ознакомиться в Бхакти-расамрита-синдху, которую Прабхупада перевёл в кратком изложении в своей книги «Nectar of Devotion», которую перевели у нас как «Нектар преданности», что является неправильным переводом, но это другой вопрос. Не будем его разбирать здесь, иначе статья увеличиться в размере.

На самом деле, количество анг садхана-бхакти, в данном случае ваидхи-бхакти, бесчисленное множество, поэтому пункты Вайшнавского этикета бесчисленны, но они все основаны на шастре, а не на выдумках каких-то людей. Это нужно понять и запомнить. Это очень важно.

Приведёт 2 пункта Вайшнавского этикета, которые у современных «преданных» вызовут негодование и возмущение, но это будет говорить лишь о том, что они плохо осведомлены о том, что такое Вайшнавский этикет. Такие преданные могут давать даже лекции по Вайшнавскому этикету, но грош цена им и их лекциям. Они бездари и вредители, которые обманывают людей. Итак:

1) Становиться гневливым, когда порочат вайшнавов и Кришну. Об этом пишет Прабхупада в введении к Чайтанья-чаритамрите. Если вы видите, что вайшнава или Бога кто-то ругает, поносит, оскорбляет, то вы должны войти в состояние гнева. Так предписывает Вайшнавский этикет. Если вы так не сделаете, то в глазах Господа и Его приверженцев вы будете восприниматься как глупец и оскорбитель, хотя при этом вы можете обманывать глупую публику и давать лекции по теме Вайшнавского этикета и делать вид, что вы знаток данной темы, но это подействует только на дураках, но не на Кришне и Его настоящих слугах.

2) Разоблачать негодяев. Кое что из Прабхупады на эту тему:

«Эти негодяи — шакалы. Теперь они говорят вздор. Мы можем выявлять, что «Вот шакал.» Итак, мы должны разоблачать их. Они не лидеры; они шакалы.»

(Утренняя прогулка — 03.05.73, Лос-Анджелес)

«Это наш протест, что «Вы животные; вы представляетесь, как очень образованные интеллектуалы, учёные.» Мы хотим протестовать. Мы хотим разоблачать их, что они обманывают людей. Они не имеют совершенного знания; все еще, они представляют себя, как учёные, большие люди и… Это наш протест.

У них нет даже здравого смысла; все еще, они являются учёными. Это наше сожаление. Они хуже, чем здравомыслящие люди. Вы должны разоблачать, что у этих людей нет даже здравого смысла, и они представляются учёными.»

(Беседа со Сварупа Дамодарой — 01.03.1975, Атланта)

Итак, это Вайшнавский этикет, один из пунктов. Если вы видите, что на месте лидера находится шакал, то вы должны разоблачать его, говоря открыто: «Ты шакал, а не лидер.» Это требуется. Если кто-то одел одежды санньяси или стал гуру, обманывая людей, ведёт себя как шудра или животное, то нужно говорить об этом и разоблачать его, бросать ему вызов: «Почему ты обманываешь людей? Почему ты возомнил из себя вайшнава, если ты просто животное?». Таков Вайшнавский этикет. Больше информации здесь.

Закончим словами Господа Чайтаньи Махапрабху, которые он говорил Санатане Госвами, ЧЧ, Антья 4.131-132:

марйада-лангхане лока каре упахаса
иха-лока, пара-лока — дуи хайа наса

«Если кто-то переступает законы этикета, люди смеются над ним, и поэтому он — разгромлен как в этом мире, так и в следующем.»

Здесь Господь Чайтанья опять употребляет слово марйада, как мы помним, это слово не относится к мирскому этикету или к какому-нибудь другому этикету, а только к этикету в рамках шастры, который описывается в ней. В данном случае, из прошлого стиха, мы знаем, что это всё в контексте Вайшнавского этикета, то есть, то, что противоречит принципам садхана-бхакти, в частности вайдхи-бхакти, пускай даже это описано в шастре и рекомендуется для отдельных людей, должно отвергаться. Очень интересно словосочетание лока каре упахаса. Из-за того, что не соблюдается по настоящему Вайшнавский этикет, некоторыми из последователей, которые внешне себя позиционируют как вайшнавы, люди начинают над ними смеяться. Тем самым, они сами себя выставляют клоунами в глазах публики. Они могут даже заявить, что их не поняли или что им завидуют просто, но причина такова, что они сами себя выставили в таком свете. А причина одна — не соблюдение правил и предписаний.

марйада ракхиле, тушта каиле мора мана
туми айчхе на кариле каре кон джана?'

«Соблюдая этикет, вы удовлетворили Мой ум. Кто ещё, кроме вас покажет этот пример?»

Если кто-то хочет удовлетворить ум Господа Чайтаньи Махапрабху, он должен следовать Вайшнавскому этикету. Что такое Вайшнавский этикет мы разобрали выше. Если кто-то разоблачает негодяев или проповедует, не идя на компромиссы с толпой, как это нужно делать должным образом, то ум Господа Чайтаньи приходит в состояние радости и счастья, хотя все остальные или часть какая-то людей могут не быть довольны, их умы будут находится в состоянии возмущения, но какая вам разница, если вы считаете себя последователем Господа Чайтаньи? Единственная проблема, которая может возникнуть, она заключается в том, что вы на самом деле не являетесь слугой Господа Чайтаньи Махапрабху, а просто играете, делаете шоу. Ведь ваша реальная озабоченность в том, как вас будет видеть публика глупых зевак. Вы по факту являетесь слугой толпы, а не Господа, но обманывая себя и других, выдаёте это всё за служение миссии Господа Чайтаньи. В конечном счёте вы не будите оценены Господом и не получите кришна-бхакти. Это невозможно. Все ваши лекции и наставления о Вайшнавском этикете дадут вам только деньги и некую репутацию среди глупцов, но это не то. Это не так цель, которую преследуют последователи Господа Чайтаньи Махапрабху и Его представителя Шрилы Прабхупады. Вы пройдёте мимо и будете обречены на пребывания в этом полном страданий материальном мире. Деньги и репутация вам не помогут избавиться от этих страданий. А это значит, что вы проиграли. Вы неудачник.

Теперь вы знаете, что такое Вайшнавский этикет. Не попадайтесь под лже-вайшнавский этикет, который навязывают нам всякие негодяи.

И самое главное, это тоже нужно понять. Вайшнавский этикет начинается с инициации, которую в нашем обществе установил Шрила Прабхупада, 5 принципов: повторение 16 кругов, никакого мясоедения, интоксикации, азартных игр и незаконного секса. Эти 5 принципов — это начало Вайшнавского этикета. Без них нет никакой речи о Вайшнавском этикете. И те, кто не соблюдает этого, они не могут говорить о Вайшнавского этикете. Но если такое происходит, а такое происходит, когда какой-то лектор говорит о Вайшнавском этикете, но при этом ещё даже не начал его соблюдать, тогда какой смысл во всём этом? Это просто вздор и бесполезная деятельность. От такой проповеди не будет никакого эффекта.