Откуда появилась традиция повторять "Шри Вишну" над едой?

Некоторые приверженцы говорят, что если у вас нет времени надлежащим образом предложить еду, можно три раза сказать: «Шри Вишну», и, хотя официально это не прасад, по крайней мере, вы избавитесь от кармических последствий. Знал ли об этом Прабхупада и одобрял ли он это?

Ответ Вайасаки Прабху:

Это спекуляция западных приверженцев, которая распространилась в непозволительных масштабах. Изначально «Шри Вишну» повторялось в качестве ачамана. Из этого приверженцы сделали вывод, что можно повторять «Шри Вишну» перед тем, как пить воду. Затем они заключили, что можно повторять эту мантру перед принятием любой жидкости. Я впервые слышу, что она применяется для еды, как и эту идею, что таким образом можно избавиться от кармических последствий. Невероятно.

Ганеш прабху рассказывал мне, что однажды они со Шрилой Прабхупадой были в Австралии, и он захотел выпить воды, поэтому он 3 раза произнёс над водой «Шри Вишну». Прабхупада посмотрел на него и спросил, что это было. Ганеш ответил, что он предложил воду с помощью мантры «Шри Вишну». Прабхупада ответил, что вместо этого нужно произносить мантру «Харе Кришна», и так пришёл конец традиции «Шри Вишну» на тот момент. Так значит, теперь она возродилась?

В 1976 мы путешествовали по всей Индии, распространяя книги Прабхупады. Лидер нашей команды Прабхавишну дас спросил Прабхупаду, как нам питаться, ведь в Индии на тот момент было всего 5 храмов ИСККОН. Прабхупада ответил, что есть 2 варианта:

  • Есть сырые продукты - фрукты, орехи, молоко и т.д. или
  • Есть в домах свободных членов или в вегетарианских заведениях и произносить молитву «шарира авидья джала».

Плата за еду избавит от кармических последствий, а повторение мантры позволит Кришне принять эту пищу и сделает её прасадом. Именно так я и поступаю с 1976 года.

Если мы не готовили это сами, то любая еда непригодна для предложения, так как мы понятия не имеем, как и с каким сознанием она была приготовлена. «Поскольку за пищу ты будешь платить, ты можешь предложить ее в уме Кришне.»

«На встрече с доктором Споком тебе придется чем-то угощаться. Ты просто ешь вегетарианские блюда: фрукты, орехи, вареный картофель, бисквит (в англоязычных странах употребляется для других продуктов), молоко т.д., и помни Кришну. Поскольку за обед, за пищу ты будешь платить, ты можешь предложить ее в уме Кришне, а затем ешь ее как Кришна-прасад. Пища, за которую заплачено, становится чистой. Есть такой стих в ведической литературе: ​Драбйамулйена‌ Шуддхати. Источник, из которого получено что-то, может быть и не очень хорош, но если за это заплачено, оно становится чистым. Поэтому вегетарианские продукты, если ты заплатил за них, можно предлагать в уме. Но это слово Драбйа означает продукты питания, а продукты питания — это овощи, зерно, молоко, цветы, фрукты; мясо не считается продуктом питания, к нему вообще нельзя прикасаться. Как если человек приобретает испражнения, это ведь не означает, что они теперь чисты. Вот и с мясом то же самое. Драбйа означает овощи и т.д. И это выражение Драбйамулйена Шуддхати применяется только в особых случаях, как, например, этот. Это нельзя превращать в повседневную практику, это только для особых случаев. Мы должны сами готовить пищу, и конечно, предлагать ее как можно больше.»

(Письмо Брахмананде, 6 октября 1968)

Дравйамулена Шуддхати в определённых условиях приверженец может предлагать пищу в уме.

«Однажды, путешествуя в поезде по Индии, Прабхупада попросил самос, и приверженцы купили целый пакет. Одна из приверженцев стала готовить подношение Кришне, чтобы потом раздать прасад Прабхупаде и приверженцам. В присутствии Прабхупады она встала и стала устраивать место для предложения. Расстелив ткань, она поставила изображение Кришны, достала поднос и уже собиралась поставить поднос на импровизированный алтарь.
Но Прабхупада, всё это время наблюдавший за ней, остановил её: "В присутствии такого количества людей так предлагать нельзя."
Он процитировал санскритский стих, начинающийся со слов ДравйамуленаШуддхати: то, что куплено, может быть предложено Кришне, даже если источник нечистый. Он также сказал, что в определённых обстоятельствах приверженец может предлагать пищу в уме, если, конечно, эта пища не является запрещённой.»

(Нектар Прабхупады, Сатсварупа дас Госвами)