Про манипуляции спикеров. Часть 1.

Лет 7 назад я училась на тренинге компании Перформиа. На тот момент они долбили бизнес-сообщество своими семинарами по волшебной таблетке - методике поиска продуктивных сотрудников.

На тренинге нам давали тест из 250 вопросов, на основе которого и сделана эта методика. Ты проходишь тест, по результатам дают обратную связь. Подавали они это не то как детектор лжи, не то как визит к гадалке, только оракул смотрит не на ладонь, а на ответы сотрудника и говорит наиправдейшую правду про человека: в чем сила и какие слабости, как будет работать, предаст ли.

Представляя этот тест тренер говорит "Точность теста - 94%". Эта фраза заставила меня задуматься. Что значит 94 процента? С какой "правдой", которая представляет с собой 100% сравнивали, по какой методике нашли 6% отклонения от правда? В перерыве я задала тренеру этот вопрос, на что он ответил "Ну вот вы пройдите тест, получите обратную связь и узнаете, правда ли это. Никто же лучше вас не знает вас." На интерпретацию результатов теста я тогда так и не пришла.

С тех пор я прошла еще кучу тренингов, потом начала преподавать сама. И теперь внутри меня встроен какой-то детектор правды. Если я не понимаю, как и где взяли эти данные, я не доверяю контенту.
Например, на вебинаре Convert moster Антон Петроченков задал вопрос "Какому сегменту аудитории лучше всего продавать лингвистические курсы по улучшению произношения?".

Люди в чате накидывают: "мама, которая хочет помочь ребенку выучить, желающие пройти собеседование по скайпу, преподаватели английского языка". Ведущий читает и говорит нет, нет, нет, а вот это да, это так и есть. А я думаю: блин откуда он знает? На чем основано: на "интуиции маркетолога", или у него был опыт запуска кампании на такую аудиторию? И как только я об это задумалась все, слушать дальше я уже не могу.

Этот внутренний критик сильно мешает учиться. Но помогает фильтровать информацию.
И вопрос, использую ли я сама подобные манипуляции аудиторией, и считаю ли это нормальным? Спикер точно должен уметь владеть вниманием и влиять на картину мира аудитории. Но когда аудиторию держат за "овец" и заведомо дурят или подсовывают свое мнение как результат исследования - мне кажется, это чувствуется. Аудитория сейчас наетая обучением и тоже это чувствует. Хотя соблазн ввернуть такую манипуляцию в контент бывает, да.