Дневник Бриджет Джонс, или что ужаснее: трусы, лицо или попа?

"Дневник Бриджет Джонс"— роман английской писательницы Хелен Филдинг, написанный в формате личного дневника одинокой 30-летней женщины. Опубликован в 1996 году, в последующие несколько лет получил премию «Лучшая книга года» в Великобритании, занял 75 место в списке 200 лучших книг по версии BBC, в 2001 был экранизирован.

Сюжет: Бриджет Джонс - незамужняя мадам 30-ти с небольшим лет. Курит, выпивает, мечтает похудеть, работает в издательстве и мечтает о бойфренде. Родственники и женатые друзья постоянно лезут к ней с бестактными расспросами и рекомендациями по устройству личной жизни. В качестве группы поддержки у героини имеется пара одиноких подруг - полуфеминисток и приятель-гей. Бриджет ведёт дневник, где описывает свою повседневную жизнь, переживания по поводу мужчин и их отсутствия, работы и взаимоотношений с семьёй. Мне сюжет напомнил "Секс в большом городе", только без гламура и зацикленности на брендах и сексе.

Мы знакомимся с Бриджет в тот момент, когда у неё начинается флирт с собственным начальником, быстро перерастающий в роман. Одновременно с начальником в жизни героини регулярно начинает появляться ещё один персонаж: знакомый детства, успешный и крайне привлекательный разведённый адвокат. Родители Бриджет и родители адвоката изо всех сил пытаются свести своих детей вместе, однако те поначалу относятся друг к другу достаточно холодно, если не сказать - неприязненно. Роман с начальником достаточно быстро прекращается из-за измены начальника. В то же время ряд событий позволяет главной героине лучше узнать адвоката и понять, что он - тот самый мужчина, с которым она хочет быть. Классическая женская история с хеппи-эндом.

Почему это не стоит смотреть

1. Юмор. Вот Бриджет перечисляет свои планы на текущий год:..."Менять трусы каждый день..." Что? Извините, у нас персонаж - слегка подзапустившая себя девушка или ссаная алкашиха, моющаяся раз в неделю? Когда видишь главную героиню - понимаешь, что второй вариант ближе к правде. Кидайте в меня тапки, но Рене Зелвегер в этой роли ужасна. Опухшая, отёкшая, откровенно неухоженная. Жирная демонстрации тезиса " не во внешности счастье" и "не за красоту любят". Далее трусы становятся едва ли главным предметом шуток в фильме. Утягивающие, с заячьим хвостиком, кружевные для особых случаев - всевозможные конфигурации трусов. Этими трусами машут перед зрителем, демонстрируют их на главной героине. Зад Бриджет (к слову, так себе задница) также периодически становится предметом внимания оператора, что естественно: на чём же ещё показывать трусы?

2. Полное отсутствие логики и мотивации в действиях главных героев. К Бриджет без всякого повода начинает клеиться начальник. Без всякого повода она от этого в восторге. После пары рюмок у них случается секс и начинается роман. В книге мы читаем об их долгом обмене колкими смсками, потом о приглашении на свидание, на которое начальник не приходит, переживания Бриджет по этому поводу, её самокопания и забавные самоуничижительные мысли, затем неудачное свидание. Словом, мы видим естественное, постепенное развитие сюжетной линии. В фильме от этого остаётся 2 смски, 2 рюмки алкоголя и привет, койка! Та же "логичность" ждёт нас в развитии отношений с адвокатом. В начале фильма он отзывается о ней, как о неадекватной несимпатичной тётке, уже в середине фильма он признаётся, что она ему нравится такая, какая есть - пьющая, курящая, толстая, в конце фильма он и начальник Бриджет бьют друг другу физиономии за внимание вышеозначенной дамы. Причина? Он увидел её в костюме кролика с хвостом на трусах и услышал одну сомнительно-удачную шутку в её исполнении. Всё. По мнению создателей, это является показателем неординарности персонажа и достаточным основанием, чтобы в неё влюбиться. Поясню: все эти моменты есть в книге, но там повествование скользит от одного события к другому, происходящее подано как поток повседневности. В фильме же все эти забавные сцены выдернуты из общей картины и налеплены одна за другой без всяких прелюдий. Выглядит это неестественно, нелогично и невесело. Даже классные саундтреки не в силах вытянуть горе-сценарий.

Почему это стоит читать

1. Юмор, лёгкий и ненавязчивый. Героиня постоянно иронизирует над собой, над ситуациями, в которые попадает, над окружающими людьми; но даже когда она очень зла, ирония получается забавной и необидной.

2. Симпатичные персонажи. В книге нет описаний характеров; мы делаем выводы о людях исключительно на основе их поступков и диалогов. Во-первых, сама Бриджет. Несмотря на излишнюю романтичность и эмоциональность, она достаточно самоиронична. Она здраво оценивает свою внешность, свои привычки и ситуации, в которых оказывается. Это беззлобный человек, способный к состраданию. Она любит и ценит свою семью и друзей, прекрасно осознаёт их неидеальность, при этом не упуская возможность поиронизиовать над ними. Её понимаешь и ей сопереживаешь. Так же, как понимаешь и сопереживаешь отцу Бриждет, чья жена после 30 лет брака решила "уйти в отрыв". И саму эту жену, мать Бриджет, ты тоже понимаешь и принимаешь со всеми её любовными закидонами и глупыми авантюрами. С теплотой и юмором описаны друзья-одиночки Бриджет, несчастные в своём одиночестве, при этом ценящие и любящие их маленькую компанию, переживающие друг за друга и считающие друг друга семьёй.

Читать или смотреть? Однозначно, читать. Книга написана легко и с юмором, поэтому вы сделаете её за пару вечеров. Да, это чтиво для взрослых девочек. Да, здесь нет даже намёка на интеллектуальность и высокохудожественность. Но есть теплота и желание улыбаться после того, как перевернёшь последнюю страницу.