ПОЧЕМУ ЧИТАТЕЛИ НЕ ВЕРЯТ В ВАШИ ИСТОРИИ?

Так случилось, что за последнюю неделю два разных автора попросили дать обратную связь своим рассказам. Оба написали непридуманные истории, но в художественном ключе, и у обоих я заметила похожие недоработки, о которых будет полезно узнать всем, кто пишет о реальных случаях из жизни.

Часто автора правдивой истории обвиняют в разгуле или, наоборот, нехватке воображения, иначе говоря – ему не верят. Читатели говорят, что такого на самом деле не бывает, реальный человек бы так не поступил.

Автору можно сколь угодно долго отстреливаться репликами:

«Ну так всё и было, я ничего не придумал»
«Именно эти слова они сказали»
«Именно так они сделали»

Только читателя не убедить – он там не был и с героями истории не знаком. А значит, нужно написать так, чтобы он поверил в правдивость ситуации – добавить то, чему вы не придали значения: предысторию, характеры и настрой участников, детали и атмосферу происходящего.

КАК СДЕЛАТЬ ИСТОРИЮ ПРАВДОПОДОБНОЙ?

Как помочь читателю поверить в ваш рассказ и принять героев такими, каковы они есть?

1. Пропишите характеры героев

Читатель не верит вам, если не знает героя, не чувствует его. Спросите себя: почему герой именно так отреагировал на сложившиеся обстоятельства? Какие чувства, эмоции подтолкнули его к такому выбору? Какие привычки, действия, положительные и отрицательные качества заставили его поступить именно так? Убедитесь, что эти тонкости вы отразили в тексте.

Помните, что реакция героя может быть любой: глупой, противоречивой, резкой, жестокой, вялой, апатичной, НО читатель должен чувствовать, что она подлинная – он действительно мог так отреагировать.

Например, если ваш персонаж в драматический момент отвечает шаблонной фразой, словно из дешёвого кино, то читатель должен понимать, что это не ваш авторский промах, а его культурная неразвитость, ведь эта фраза для него – верх словесного эстетизма.

2. Добавьте детали: мимику, жесты, реплики, взгляды.

Читатель не верит автору «на слово». Если вы что-то сообщаете о действиях или мыслях персонажа, читатель должен понимать, как вы об этом узнали. Он сам хочет увидеть и догадаться о происходящем, а не читать готовые пояснения.

Возьмём к примеру сцену: подружки на вечеринке представляют героине молодого человека. Автор пишет: героиня догадалась, с какой целью их знакомят.

Стоп. Я, как читатель, хочу понять, как она догадалась, и требую показать мне это, а не утверждать (особенно если ранее в тексте ничего не говорилось об умысле подружек). Может быть, она заметила хитрые улыбки на их лицах, переглядки между собой, они ей подмигнули? Достаточно одной детали, чтобы читатель сам сделал выводы.

Как говорит Бернар Вербер: лучше не рассказывать, что происходит, а показывать, а ещё лучше – не показывать, а дать почувствовать и догадаться.

3. Воссоздайте атмосферу

Помните – это вы присутствовали внутри этого события, а читатель там не был. И теперь ваша задача воспроизвести сцену так, что бы он увидел, прочувствовал, пережил всё так же остро и реально, как вы когда-то. Не всегда нужно прописывать обстановку, запахи, цвета, звуки, выражения лиц, облик персонажей, НО общую атмосферу происходящего, накал эмоций, психологические состояния героев, их отношение к происходящему – обязательно.

Это и есть те писательские коды, по которым считывается глубина истории и мастерство автора. Не жалейте времени на проработку «говорящих» деталей. История, оторванная от характеров, привычек, мировосприятия героев, всегда будет выглядеть неправдоподобной, наспех выдуманной. Поэтому…

Связывайте характеры героев с их действиями, словами, реакциями.
Показывайте, как всё происходит, а не авторитарно утверждайте.
Давайте читателю почувствовать происходящее и сделать выводы самому.

Тогда он очутится внутри вашей истории и воскликнет: чего только в жизни не бывает!

Всем книг!

Текст Елены Мельниковой