Катастрофа SSJ 100 как когнитивный диссонанс современной России.

Прошёл первый шок, схлынула волна горячих комментариев и возмущений, и приходит время попытаться разобраться не в самом происшествии, там работают специалисты, которые ДОЛЖНЫ и ОБЯЗАНЫ досконально разобраться в причинах этой катастрофы, установить что привело к такому трагическому результату и определить вину конкретных персоналий, а разобраться почему это произошло в масштабе нашей страны.

В свои студенческие годы, обучаясь в МИИ ГА(МГТУ ГА), мы ездили на практику в УАТБ нашего института, находящуюся в Шереметьево, и тогда стоянка самолётов находилась ещё на территории самого аэропорта, это сейчас самолёты выведены за периметр, и мы смотрели на садящиеся и взлетающие самолёты, которые вскоре будем эксплуатировать, и, конечно же, не предполагали, что не все посадки будут благополучными(

Моя  Альма матер!
Моя Альма матер!

Возвращаюсь к теме... Как ни горько мне это говорить, но то что произошло - являлось давно ожидаемым((( И причина всего этого лежит на поверхности - длящаяся десятилетиями агония социалистического строя, переросшая в десятилетия дикого капитализма, когда члены кооператива Озеро поделили Россию на личные вотчины, сказались на глубоком развале наследия некогда могучего СССР((( Как следствие - утрачена Высшая школа практически по всем направлениям(( И в итоге мы выдаём самолёт, который на 70% состоит из импортных комплектующих, за российский, восхищаемся мощью и красотой Ауруса, который на столько же российский((( И сами сидим за рулём Рено, Тойот, Ауди, Мерседесов и БМВ(последнее особенно горько осознавать в день Победы!!!).

По моему личному мнению, в данном и конкретном случае сложилась череда негативных факторов, которая привела к такому печальному результату, но главное в этом - изначальный развал СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ и ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ подготовки кадров. То есть - тот самый "человеческий фактор".

Первое: SSJ 100 - первый самолёт в России, который оборудован "сайдстиком" вместо штурвала, объяснялось это созданием более свободной обстановки для пилотов, хотя только сдвоенный штурвал является максимально информативным как для совместной работы пилотов, так и для мышечной неосознанной памяти тела, которая "вывозит" нас в экстренных ситуациях, и именно поэтому "Боинг" - со штурвалом. Плюс электронно-механическая система управления позволяет посадить самолёт в случае отказа электроники. При отказе электроники самолёт становится просто куском металла(((

Аэробус - SSJ 100 - ТУ 154 - Боинг.
Аэробус - SSJ 100 - ТУ 154 - Боинг.

Второе: пилоты. Вы уже, наверняка, прочли кучу мнений "экспертов" разного уровня, но через все их мнения "красной нитью" идут "факты", что нельзя было делать то или это, надо было делать третье и четвёртое, и эти факторы в сумме сложились в одну глобальную катастрофу((( А вот это уже пробелы в профессиональной и психологической подготовке пилотов, которых уже катастрофически не хватает в наших авиакомпаниях. Могу предположить, основываясь на своём понимании устройства "профессионального лифта в нашей стране", что на СуперДжетах 100 летают те, кто молод, и только начал подниматься в своей профессиональной карьере, или те, кто "не хватает звёзд с небес". Высокие профессионалы давно летают в том же Китае, или Эмиратах, где платят ЗНАЧИТЕЛЬНО больше(((

И, знаете, лично я, садясь в самолёт, всегда боюсь((( Здесь действует понимание, что моя жизнь целиком и полностью(точнее - в первую очередь) зависит от того человека, который управляет самолётом, от того, насколько качественно самолёт подготовлен техниками, от того, чем его заправили, и так далее, а всё это - неучтённый "человеческий фактор".

Но... наступит очередной день, и я снова вместе со всеми своими страхами сяду в самолёт и полечу, надеясь на лучшее. И страшно что я - "надеюсь", а не "уверен"...

Выражаю свои глубокие соболезнования семьям, потерявшим в этой катастрофе своих близких.